В декабре 2014 года достроено и введено в эксплуатацию новое здание на улице Кульнева – многофункциональный комплекс President Plaza класса «А». На месте производственно – административного здания Управления делами президента Российской Федерации, на территории крупного офисного комплекса «Миракс-плаза», расположенного напротив московского Сити, возвысился крупный параллелепипед.
President Plaza расположен сразу за двумя строгими северными башнями «Миракса», которые начал строить Сергей Киселев. Сейчас здание President Plaza хорошо заметно с внешней стороны Третьего кольца. Новый архитектурный объект отлично вписался и мог бы стать завершающей точкой «островка» между улицей Кульнева и ТТК. Но новый длинный корпус бывшего «Миракса» будет построен, согласно решения архитектурного совета и лично господина Владимира Плоткина, что полностью перекроет видимость и архитектурную значимость President Plaza своими объемами. Здесь будет построен новый комплекс, спроектированный тремя разными московскими архитектурными мастерскими: ТПО «Резерв», SPEECH и СКиП.
Стоит упомянуть, что первые планы по реконструкции здания управления делами появились в 2006 году. У участка в 1,3 гектара было множество хозяев за этот период времени. Стройки начинались и замораживались, все зависело от состояния кошелька владельца и роста нагрузки на транспортную сеть. За эти годы было представлено множество проектов параллелепипеда на улице Кульнева, и такими авторами как Ваагн Вермишян, Николай Лызлов и видимо многими другими.
Сама форма прямоугольника President Plaza имеет тесную взаимосвязь со своим советским прошлым, что позволяет рационально использовать весь объем площадки, размером 135 на 75 метров, с учетом 17 надземных этажей, при высоте в 68 метров. Изначально в торцевых частях здания планировалось разместить апартаменты, однако позже такое решение было пересмотрено в пользу организации в этой области офисных помещений. Весьма широкая область застройки должна быть подкреплена внутренним двором, таковой был у старого советского здания, представлявшего из себя глухое каре с пустой сердцевиной. Специалисты из SPEECH переделали планировку: в их проекте два одинаковых двора, дробленных при помощи широкой перемычки из полезных площадей, которых стало гораздо больше. Размер дворов 25 на 33 метра и площадью более 800 метров – это размер среднего петербургского «колодца», с основным функционалом – освещением. Панорамное остекление на гладких внутренних стенах перемежается исключительно полосками межэтажных перекрытий. Для оживления структуры используется стекло двух видов – цветное и прозрачное. Стекла окрашены в палитру теплых тонов: красного, оранжевого и желтого. Некий баланс достигается за счет фиолетового цвета, который немного убирает яркость теплых тонов.
На первом этаже размещены торговые площадки и кафе, на втором – фитнес-центры и конференц- залы. Эта часть здания является городской собственностью. А его восточный фасад, с одним из новых длинных корпусов бывшего «Миракс-плаза», должен формировать внутриквартальную пешеходную улицу, которую нам, видимо, придется ждать еще долго, но хочется верить, что выйдет она довольно оживлённой и уютной. С третьего по шестнадцатый этажи – офисы свободной планировки, расположенны вокруг коммуникационных точек с лестницами и восьмью лифтами.
Расстояние между колонами внутри 8,4 метра, этот диапазон разделен на части по 1,4 метра, эти шесть частей стали модулем сетки внешнего фасада. Это не единственная причина, как внутреннее строение здания влияет на внешнюю архитектуру. Единственный наружный фасад, выходящий на улицу Кульнева и торцевую стену, архитекторы исполнили в виде подвижного массива эрекерров - «телевизоров», выполненных из стекла, в обрамлении скошенных рам из серебряного металлического композита. Некоторые эркеры выступают за пределы плоскости стена на 0,63 метра, другие – на 1,3 метра, и в результате наслоения и пересечения выступов, складывается объемный, слегка нерегулярный и немного ассиметричный паттерн. Фасад обретает подвижность, напоминая комод с выдвижными ящиками, высунутыми на разную глубину. Весьма не произвольное сравнение, кроме выразительной пластики эркеры, добавляют зданию дополнительного объема, что работает во благо заказчику. Также дополнительно площадь увеличивается за счет выступов, поддержанных металлическими консолями в виде тонких треугольников. Они используются только со стороны улицы Кульнева, добавляя определенный шарм и нотку гламура, за счет блеска облицовки полированного метала днем и ночью, повторяя матовый блеск в эркерной окантовке.
Северный фасад, смотрящий на башни «Миракс-плаза» и восточный, выходящий на будущую внутреннюю пешеходную улицу, поддерживают данную архитектурную стилистику. Серебристые рамы своими скошенными углами смыкаются, что представляет нашему взору в качестве выступающих ребер, укладываясь в графичный и крупный орнамент. Металл плоскостей ловит солнечный свет по различными углами. Острота ребер усиливает контраст светлого и темного, подчеркивая всю резкость и геометричность гризайли во всей ее подсветке и живости блеском стекла. Угол наклона рам к стенам – шестьдесят градусов, иногда сменяется на более ровный, образуя широкие вертикали, разбивающие строгость сетки. Рисунок с фасада напоминает песчаные барханы, по которым веет ветер. Конструкция в целом остается довольно жесткой и четкой, придавая равновесие стеклу и металлу в дизайнах поверхности юго-западной части.
В записке к проекту авторы пишут, что пытались создать не просто оригинальный архитектурный ансамбль, сколько ориентировались на мировые критерии в планировании комплекса класса «А» и пытались найти индивидуальность фасадного решения, который бы гармонировал с «Миракс-Плаза», но выгодно акцентировал внимание на самом новом объекте. Самостоятельность архитекторам удалось подчеркнуть, удалось и отреагировать на окружение, при этом не столько сколько на сам Кутузовский проспект, а на основы модернизма в некой его футуристике с учетом классических нот семидесятых. Геометричная сеть из рамок серебристого металла, напоминающая некий фрагмент увеличенной электронной схемы с разбегающимися световыми сигналами, эркеры в виде «телевизоров», бетонные консоли выноса над первыми этажами, слегка навевают воспоминания о строении из советского кинофильма об институте НИИЧАВО.
President Plaza логично заменил собой здание семидесятых годов, удачно гармонируя с противоположной стороной улицы, с ее характерным дизайном фасадов. Подвижность, современность и определенная разнофасадность несомненно помогают новому творению архитекторов вписаться в окружение, сочетая в себе прагматичность, разнообразие и цельность композиции.