Пятый биеннале «Архитектура Петербурга» открылся в Мраморном зале этнографического музея. Основной фестиваля послужила выставка бюро Объединения архитектурных мастерских (ОАМ). Кроме последних проектов за два года, впервые на петербургской архитектурной биеннале были представлены к оценке здания, построенные за все пятнадцать лет существования ассоциации.
Президент союза архитекторов Петербурга Олег Романов на открытии биеннале высказал мысль, что целью стала не столько презентация всех достижений петербургских архитекторов, но и просвещение горожан. Такие выставки призваны для диалога с посетителем, с целью рассказать, что же собой представляет современная архитектура и каковы ее новые тенденции. Также важен обмен мнениями, ведь современную архитектуру воспринимают не все.
Большая часть работ широко известна горожанам. Реконструкция Главного штаба архитекторов Никиты и Олега Явейновых, сцена Александринского театра от Юрия Земцова и Михаила Кондиайна, осуществленном проекте Михаила Мамошина - депозитарий Этнографического музея Петербурга, новой концепции «Союз 55» застройки намывной территории на Васильевском острове, эти работы нашли отклик в сердцах горожан. Стоит отдельно рассмотреть и проекты, которые были реализованы без внимания общественности. На биеннале представили и проекты крупных конкурсов: Музей Гуггенхайма в Хельсинки и Судебный квартал.
Михаил Мамошин так же отметил, что застройка в исторической части Петербурга, всегда имела четкие особенности. Несмотря на разноплановые работы, в них есть нечто общее, ведь центральной мыслью каждого был именно Петербург. Интегрированный диалог с городом, содержательность и ум, вот основа современной архитектуры. В центре города уже не осталось пятен, именно поэтому столь большое внимание уделяется реконструкции, это и есть интровертность архитектуры.
Свобода в выборе объектов для биеннале, которую организаторы дали мастерским, не была поддержана в отборе «Архитектурного ежегодника 2015», представленного на открытии выставки, отбор в ежегодник был намного серьезнее. В его состав вошел 91 лучший проект членов ассоциации за минувший год.
Несомненным отличием юбилейного биеннале стал тот факт, что гости были погружены в пятнадцатилетнюю историю существования мероприятия, на втором этаже был представлен фото-отчет о работе за эти годы.
Евгений Подгорнов в своем выступлении отметил, что большинство зданий, представленных из ретроспективы, ранее вызывали сомнения, но, тем не менее, прижились в городе. Создание сегодня новаторского проекта, о котором говорили бы все, не является основной задачей архитектора. Смелость проекта должна быть к месту, особенно если этот проект касается центральной части города, здесь должен превалировать такт.
Смотря в прошлое можно отметить все изменения функциональных предпочтений в зависимости от реалий времени. В богатые годы строилось множество развлекательных, деловых и торговых центров, а во времена финансовых потерь приоритет уделялся строительству жилья. Радует, что существует много общественных проектов, финансируемых государством.
Архитекторы стали больше работать на экспорт, перенося дух Петербурга в иные регионы и страны. «Студия 44» представила проекты монументального плана – здание Минобороны в Астане и Театра хореографии, новую концепцию исторического центра в Калининграде, не без хвастовства показала железнодорожный вокзал в Сочи, построенный в условиях цейтнота к Олимпиаде. Б2, мастерская Феликса Бунова, показала разработку курортного города в Итальянских горах. Проект конуса-музея в Салехарде и новой сцены Малого драматического театра, были представлены бюро Мамошина.
Архитекторы, практически не заимствуют идей мировой архитектурной практики, а все более вглядываются в свою собственную школу архитектуры Ленинграда. Стремление переосмыслить мировые архитектурные традиции, применительно к русскому менталитету, соседствует с аллюзиями на сталинский ампир и функциональность.
Фраза Сергея Орешкина свидетельствует о том, что появилась некая философия и на лицо рост качества работ. Ушла в небытие мысль о зарабатывании денег и архитекторы окунулись в эклектику и псевдоисторицизм и это пользуется спросом, как у архитекторов, так и у инвесторов. На пике неоклассика и неосталинский ампир, а интерстиль западных коллег не приемлем для нас, чисто на интуитивном уровне.
За счет представления публика такого широкого спектра работ, которые посвящены застройкам в центре города, все внимание сосредоточено на отношении к традициям, на том, как важно сохранение исторического городского пространства. Возможно, это стало выводом тех периодов, когда с историческим центром Петербурга обращались варварски и, сегодня, горожанин, услышав слова «современная архитектура» тихо вздрагивает.
Вторя словам архитекторов - любой историческое здание сейчас можно считать «священной коровой». Именно теперь, мы поднимаемся на качественно новый уровень проектов. Юрий Земцов считает, что уменьшение количества «экстравагантных проектов» произошло из-за петербургской среды, которая взывает к сердцу архитектора.
Мысль Никиты Явейна приводится в подтверждение об изменении менталитета и инвесторов и заказчиков, застройка в центральной части города требует ума, иначе согласовать проект не удастся.