Архитектор Роман Леонидов получил готовый проект, но с некоторыми сложностями в области нагрузок на фундамент и заказчик, неординарный творческий человек, как результат – дом, которому тяжело подобрать название, но возможно «Дом-икс».
Дом расположен в маленьком поселке недалеко от водохранилища Пироговское, в окружении леса и воды. Проект бюро достался в достроенном до уровня цоколя, согласно предыдущего плана, по большей части изменить ни габариты, ни пропорции, практически нельзя. Заказчики оказались людьми творческими и разносторонними, мечтающими о совершенно необычном доме. Основной просьбой к архитектору было создать нечто новое и уж конечно не похожее на соседние коттеджи. Природа в окружении которой планировалось создать творение бюро Леонидова, просила что-то из области футуристики и скульптурных форм.
В недостроенном доме обнаружились проектные ошибки и часть проблем приходилось решать на ходу. Образ «лайнера» всплыл в мыслях архитектора как прообраз многогранного и современного дома, практически сразу. Не привязываясь к условным стилям, не оглядываясь на все современные модные тенденции, появлялись линии, проявился объем, всплывали детали и элементы. Существующее ядро преображалось и трансформировалось, согласно идей Леонидова.
Дом превращался в подобие корабля с парусами, наполненными ветром в сказочном море. Два паруса, смотрящих друг на друга, немного не правдиво, но очень романтично и образно, присутствует некоторая путаница или смятение в исполнении стиля кубизм. Точность и энергия изгиба, упругость под потоками ветра. Малый парус, как бы подгоняя больший, указываем ему направление движения.
Если взглянуть на архитектурное творение с иной стороны: изгибы козырька из балок гнутого клееного дерева, нависают над трехэтажным основным объемом, сводя его в единое целое. Без двух дополнительных источников объема центральное здание смотрелось бы одиноко, а за счет изгибов парусов, где один из них дублирует изгиб центрального паруса, но являет собой некий противовес общему движению. А второй обладая двух цветностью, несет в себе всю коммуникационную нагрузку, как ядро лестницы и лифта, накрытых экраном – стеной, расширяющейся к верху. Оба малых объема представлены в виде дуг.
Массивные, с внутренними ребрами, наружной алюминиевой чешуей и гнутым деревом в сочетании с белой плитой бетонного межэтажного перекрытия и крупными витражами, совершенно не денонсируют с рисунком переплета из металла. Темный натуральный камень дополняет картину, встречаясь с изгибами козырьков и балконными ограждениями, выполненными в виде решеток. Если забыть об аналогии со сказочным кораблем, то всплывает ассоциация с гигантским насекомым либо кораблем пришельцев, раскрытым к выходу гостей.
От архитекторов потребовалось немало мастерства не только при проектировании столь необычной конструкции, но основная их заслуга – учтены все наследственные особенности исходного проектного каркаса. При обследовании «наследства» выяснилось, что надстройку делать можно, а вот добавлять веса – нельзя. Так возникли стены каркасного типа, жесткость дисков в перекрытиях, фиксирующие центральный «парус» в стойкой горизонтальной плоскости, а вертикаль ядра жесткости фиксирует его стальными тросами. Верхние этажи выполнены в дереве, с целью облегчить конструкцию. Благодаря такому решению дом попал в число участников премии АрхиWOOD, победителей которой награждали в мае на Арх Москва. Одной из совершенно уникальных особенностей проекта – это удачная смесь совершенно разных материалов. Снаружи дерево карнизов кажется металлом, а бетон первого этажа в облицовке дерева с оттенком водной глади, придает эффект удивления, ведь сложно разобрать из чего же все-таки построен дом. Материалы использованы в нестандартной для себя форме и функциях: дерево, стандартно использующееся в качестве балок или стоек, предстало в изогнутых формах, а бетон, могущий принять любую форму, в нашем случае исключительно плоскость, а камень уютно спрятался за пазуху между двумя козырьками-парусами.
Во внутреннем пространстве присутствует четкая логика в обустройстве, многообразие и многофункциональность: просторные спальни второго этажа, мастерская для хозяев, обустроенная на третьем этаже под сенью изогнутых балок, пространство для экспозиций – мини-выставка в холле около лестницы. Нашлось место на первом этаже и для спа, спортзала и даже танцевального зала рядом со столовой-гостиной. Из гостиной организован выход в «маленький парус» - террасу в трехстороннем стекле, из нее можно выйти на полностью открытый балкон, организованный прямо на крыше козырька П-образной формы, одновременно служащего навесной крышей парковки для гостей. Подземный ярус оборудован всеми необходимыми хозяйственными помещениями. Отдельным блоком построено жилье для обслуги и гараж, рядом с главным входом в дом. Внутреннее расположение комнат тщательно продумано архитекторами и расположено таким образом, чтобы выход на балкон и террасу был из каждой комнаты.
Функциональность и различие форм соседствует с долей аскетичности в интерьере, где основным элемента декора является дневной свет, струящийся из прозрачных стен. За счет правильной ориентации дома по сторонам света солнце, проходя по кругу, наполняет светом то одни, то другие комнаты, игриво искрясь на стеновых изгибах, мебели и потолке. Благодаря открытым и гладким поверхностям удачно использование простых материалов для отделки: дерево, бетон, светлый камень, штукатурка. Иногда проявляется в интерьере и металл, стекло, кожа. Массированное отсутствие цвета находит компенсацию в локальных вспышках яркой мебели и фактуре разноцветных тканей.
Большая часть террас и открытых балконов, впрочем, как и сам главный фасад обращены к воде. Цветущий двор, облагорожен паутинками дорожек плавно сливается с берегом, где по планам хозяев будет высажен злаковый сад и поля цветов, весьма ярких.
Дом в результате получил весьма непростую конструкцию, обладающую внутренним диалогом в виде двух полуокружностей – дуг, парусов на которых основана вся энергетичность концепции сюжета. Основная часть объема, вместе с примыкающей террасой вместо того, чтобы сходиться друг к другу, наоборот в порыве отворачиваются, выгибая горделивые спины.
Конфликт вместо согласия, «ущелье» в том месте, что должен быть ожидаемый пологий спуск, игры с ролями и фактурой материалов: серый бетон, в роли дерева, дерево, изогнутое и покрытое металлом. Создается ощущение, что дом как-бы разбирается на прото-части, чтобы тут же собраться в единое целое.
Не смотря на всю живую нелогичность форм Роман Леонидов смог не усложнить для восприятия свой авторский проект, а гармонично вписать его во все природные исходные элементы. Делясь своими впечатлениями от работы над проектом, архитектор прямо заявляет, что в воплощении в жизнь его фантазии «корабля» помогло творческое взаимопонимание со столь рисковым заказчиком-экспериментатором.