Музей ГУЛАГа переехал из здания на Петровке в совершенно уникальное выставочное пространство на Первом Самотечном переулке. Авторское архитектурное решение превратило здание бывшего общежития метрополитена в полноценный музейный центр, способный отразить все содержание и атмосферу экспозиции.
Еще в 2012 году музею выделили в жилом районе Москвы отдельное здание, но официально его передал Мэр Сергей Собянин лишь 30 октября 2014 года. До этого периода музейная экспозиция находилась на Петровке, площадь старого музея была 850 квадратных метров, т.е. в четыре раза меньше нежели новое здание с общей площадью в 3376 квадратных метров.
Дом номер 9 в 1-м Самотечном переулке, это бывшее общежитие, высотой в четыре этажа, когда-то принадлежавшее Московскому метро. Здание некоторое время было заброшено, однако после проведения реконструкционных работ стало настоящим символом. При взгляде издалека возникает сильное впечатление, все три фасада здания облицованы листами натуральной меди, которое с течением времени должно потемнеть до уровня черноты. Здание будет обладать мрачным, даже страшным фасадом, а единственная стена из красного кирпича, которая выходит в переулок, являет собой некую дань преемственности, ведь предыдущее музейное здание также было из кирпича.
Дизайном занимались архитекторы из бюро Kontora. Ранее их специалистами Дмитрием Барьюдином и Игорем Апариным уже были спроектированы выставки и временные павильоны для музея. Такой материал, как медь, сам по себе довольно не дешевый, плюс в России практически нет опыта работы с таким материалом. Архитекторам пришлось закупать медь для строительства музея в Финляндии. И именно в финском Пори они получили навыки по работе с ней.
За условно «живым» фасадом, темнеющим от времени, Музей истории ГУЛАГа состоит из постоянных экспозиций, нескольких помещений для временных выставок, кинозала, хранилища для фотоматериалов, исследовательского центра, издательского центра, библиотеки, студии визуальной антропологии и социально-волонтерского центра.
Игорь Апарин, являющийся одним из архитекторов проекта пояснил, что им пришлось работать со зданием времен начала 20-го века, столь долго стоявшим заброшенным. Внутренние части полностью пришли в негодность, крепкими были лишь ограждающие стены за счет кирпичной кладки отличного качества. Все внутренние перегородки и перекрытия пришлось убрать, здание обрело новый скелет на основе металлического каркаса. В результате получилось двусветное пространство с большой высотой. На глазах проявилась совершенно иная структура строения, оставив от прежних времен лишь фасады. Исторический облик архитекторы пытались сохранить. Касательно интерьера, преобладают обнаженный кирпич, натуральные материалы и открытая проводка. Особенно много усилий пришлось приложить для подчеркивания всех достоинств старого здания за счет тонкого подбора материалов.
Предельный аскетизм наблюдается во внутренних интерьерах, для оформления использованы простые материалы, такие как: кирпич, крашенные акустические панели, фанера. В музейном интерьере полностью отсутствуют кричащие краски, единственным исключением стал заливной пол желтого цвета «с чипсами», который располагается в части здания, которую занимает администрация музей, ведь его призвание – это внушение оптимизма для сотрудников музея и его гостей. Экспозиционная часть музея находится на верхних этажах, которые пришлось частично объединить в пространство двухсветного плана, оснащенное антресолями на основе обрезков швеллеров, которые торчат из стен. Они выполняют функцию напоминания об истинном назначении здания – повествовать об одном из самых страшных преступлений века.
Музейные выставки планируется открывать поочередно, а запланированная экспозиция на постоянной основе будет открыта к помещению к концу 2015 года. Одним из первых знаковых событий должна стать выставка проектов для конкурса, связанного с лучшим проектом памятника жертвам массовых репрессий, планируемый к установке на перекрестке проспекта имени Академика Сахарова и Садового кольца. Количество конкурсных работ, переданных на рассмотрение экспертного совета 338. В состав совета входит и Александр Кибовский - руководитель Департамента культуры Москвы, Сергей Кузнецов, являющийся главным архитектором города, а также Андрей Боков – в настоящее время занимающий должность члена Совета при Президенте РВ по культуре и искусству, а также являющийся председателем Союза архитекторов России.
9 июня 2015 года жюри отобрало 15 самых лучших работ, а вот экспертной комиссии предстоит выбрать финалиста. Уже к 1 июлю проекты должны быть представлены на экспозиции в музее истории ГУЛАГа, а ко Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября планируется объявление победителей конкурса.
В ближайших планах также посадить на территории, принадлежащей музею «Сад памяти», сюда должны быть доставлены растения и камни, впрочем, как и иные «памятные и значимые вещи», находившиеся ранее на территориях бывших концлагерей. Такой сад будет являть собой общественную зону, открытую для круглосуточных посещений, когда музейные экспозиции будут закрыты вечером.
Роман Романов рассказывает, как сплетаются в новом здании история и архитектура, как он видит будущий монумент жертвам политических репрессий. Согласно его слов, музеи современности довольно много своего внимания уделяют именно архитектуре зданий, поэтому здание музея истории ГУЛАГа напротив представляет собой лаконичное строение, что обусловлено самой тематикой. Музейная архитектура не просто может быть лаконична, сама форма обязана быть логически связанной с его содержанием. Архитектура обязана работать на экспозиционные формы и основной посыл, давая возможность создания пространства восприятия.
Наиболее удачными архитектурными решения при создании проекта музея Роман Романов считает сохранение исторического, лицевого фасада здания, выходящего на Самотечный переулок, за счет высокого уровня реставрационных работ. Фасады двора и боковые фасады были утеплены и облицованы медью, при полном соблюдении норм энергоэффективности. Строение музея обретет свой строгий вид - с течением времени медный фасад будет темнеть.
При работе над музейным проектом Романов был в поиске «идеальных» решений в планировке и архитектуре. Нужно было добиться симбиоза удобства и функциональности как для сотрудников, так и для посетителей, все это удалось воплотить в новом здании музея. Пространства экспозиций полностью отражают принятую философию музея. Доступ к выходам на балконы и антресоли, как-бы намекают экскурсантам, что для полного понимания исторических процессов необходимо «воспарить». А на уровне спуска к земле мы соответственно можем погрузиться в, расположенные в экспозиционной части, документальные и иные свидетельства прошлой эпохи.
Департаментом культуры и музеем истории ГУЛАГа объявлен конкурс в открытом формате, связанный с памятником жертвам репрессий, с градостроительной точки зрения это значимое место. Для оценки проектов выделили наиболее весомые критерии. Таковыми стали: соответствие тематике увековечения памяти, эстетические качества, реализм в исполнении и эксплуатации, а также инновационный и актуальный подход проекта. Монумент должен доносить до будущих поколений всю суть событий.