Прошлая неделя была ознаменована приездом в Москву архитектора Чарльза Ренфро, являющегося партнером в архитектурном бюро DillerScoridio+Renfro и автором проекта парка "Зарядье". Мы расспросили его о работе над текущим проектом и вообще о роли парковой архитектуры в современной городской жизни.
- Прежде всего мы хотели узнать, как ведется строительство проекта парка "Зарядье.
Чарльз сообщил нам, что в общем строительство ведется в пределах оговоренных сроков. некоторые моменты долго буксовали, особенно это касается процедуры подписания нашего контракта и процесс оплаты первого этапа проектных работ. Заказчиком выполнены обязательства в полном объеме, так что мы удовлетворены и темпами в которых идет строительство и нашими взаимоотношениями как с заказчиком, так и с городом. На текущий момент мы находимся в процессе согласования некоторых технических моментов в общей проектной концепции, никаких концептуальных изменений мы в проект уже не вносим.
Наш последний приезд в Москву был сопряжен с весьма напряженной работой, нами проведена целая серия рабочих встреч с властями города, генеральным подрядчиком проекта и коллегами из ТПО "Резерв" и МАХПИ, впрочем, были встречи и с другими партнерами, участвующими в выполнении проекта "Зарядье". в течение трех дней мы успели обсудить детали совершенно разных аспектов, связанных с проектом и строительством будущего парка, его функционального назначения, коснулись вопросов инженерии и озеленения. Сложилось такое впечатление, что поезд с трудом, но двинулся в нужном направлении, и самое главное, что вся наша большая команда едет в этом поезде вместе.
- Как происходит контроль за всеми основными этапами в реализации этого грандиозного проекта.
- Как это процесс происходит в удаленном режиме? Наш уровень готовности к поездкам в Москву - всегда, когда в этом возникает необходимость, естественно, что срочные вопросы решаются в skype-режиме. Основная стадия проекта ведь только начинается, но Московские власти дали гарантию, что наша сторона будет участвовать во всех этапах реализации проекта. Нам более чем приятно, что вся команда приветствует такое положение дел.
- Какое количество фирм участвует в работе над проектом парка?
- Около 25 коллективов, со всеми мы находимся в тесном контакте!
- Вам не кажется, что такое количество субподрядчиков — это слишком много?
- Да, действительно, что такое количество людей, участвующее в реализации проекта, ведет к сложностям в координации проекта. но нужно учесть и уровень сложности данного проекта, да и ответственность участка, для реализации такого проекта, да еще и в таком месте, требует высочайшей компетенции и разносторонних знаний. я считаю, что иначе была бы не возможна реализация такого масштабного проекта. еще раз повторю, что связь поддерживается со всеми участниками проекта, а единое направление - это наш принцип.
- Каково значение такого общественного пространства как парк в современном городе?
- Считаю, что для 21-го века парки — это синоним словосочетания "общественное пространство" в крупных городах-мегаполисах. Естественно, что среди всех иных типов общественных пространств для досуга и общения горожан, на мой взгляд именно парки наиболее комфортабельны и привлекательны с точки зрения создания таких условий. Такая типология пользуется повышенным спросом и весьма активна в своем развитии в последние годы. Так, например, Нью-Йорк в течении последнего десятилетия создал парков больше чем за период в несколько веков. множество из созданных парков, включая Хай-Лайн парк, в создании которого мы также участвовали, представляют собой инновационную инфраструктуру. Стоит отметить и тот факт, что парки становятся неотъемлемой частью при выполнении больших проектов, связанных с ревитализацией брошенных промышленных территорий. "Зарядье" принадлежит к этой же категории, на этом участке мог бы возникнуть отели или офисное здание, но городские власти приняли решение создать на этом пространстве именно зеленую общественную зону, что на самом деле и практично и символично одновременно.
- Ваше мнение таково, что один единственный парк может изменить город кардинально?
- Ну, не один. У вас уже существует Парк Горького - интересное и весьма привлекательное место. Он действительно был единственным долгое время, но вы же видите насколько горожане его любят. Жители понимают, что парк дает свободу, место где можно отдохнуть, погулять и интересно провести время весь день. Вообще-то благодаря этому парку и возникла сама идея создания "Зарядье" около стен Кремля. так что, да, я считаю, что и один парковый проект может изменить город, запустив систему изменений в сознании.
- А существует ли некое оптимальное количество парковых зон для современного мегаполиса?
- Залогом высокого уровня развития любого мегаполиса является баланс. Довольно странным и неперспективным является изобилие парков, впрочем, как слишком большое количество офисных зданий, магазинов, да и любых иных функционалов. Конечно можно из города сделать парк, нов возможно ли жить в таком городе? Ведь априори город – это прежде всего высокий уровень плотности жизни и застройки. А парки всего лишь один из вариантов преображения города и способ разбавить повышенную плотность.
- Такие параметры применимы и к центральной части города, и к его пригородам?
- На мой взгляд уровень развития градостроительства уже дорос до того уровня, чтобы перестать оперировать такими категориями как город и пригород. Такой подход более не состоятелен и вскоре исчезнет. Территория, подпадающая под категорию урбанизированной, имеет множество функций и имеет соизмеримую человеку структуру, делая его пребывание не только комфортным, но и осмысленным.
- Ваши проекты весьма часто отмечены озелененными кровлями. Это ваш подход к созданию мини-парков в центре скопления застроек?
- Одним из наших основных стремлений является поиск пространства для комфортного отдыха человека. Мы считаем такой подход нашим кредо, иногда мы вносим подобные изменения в проекты, чье техническое задание даже не предполагает такой подход. Как пример приведу проект реконструкции Линкольн-центра, где над рестораном была предусмотрена зеленая крыша, а вот в Рио-де-Жанейро при создании Музея образа и звука мы самостоятельно внесли изменения в фасад, благодаря нашим изменениям, посетители могут свободно передвигаться по нему, поднимаясь к зеленой кровле. Такая идея была одобрена заказчиком и позже внедрена при строительстве.
- А если все-таки вернуться к Москве, какой вы ее видите?
- Это сложный город, но весьма привлекательный, правда ситуации с трафиком сильно выводят из себя. Москва - это город движения, где всегда чувствуется тяга к переменам и улучшению, а это всегда радует душу архитектора.