Сергей Кузнецов – главный архитектор города Москвы поведал о том, как повлияют благоустроенные набережные и прилегающие территории к Москве –реке на поведение москвичей и как это сможет изменить всю Москву.
Нашей основной задачей является вопрос как вернуть жителям их город. Москвичи должны ощущать комфорт, выходя на улицы и пользуясь всеми сервисами города. Довольно странно, что так долго в столице превалировала потребительская концепция в отношении офисных и жилых пространств, впрочем, как и инфраструктуры транспорта. Долгое время никого не интересовали городское пространство – улицы, дворы и площади. Сейчас мы стремимся повернуть процесс в обратную сторону. Уличное общение должно приносить массу положительного, связанного не только с ведением здорового образа жизни, но и повышением контроля социума, социализацией. Таково мнение Сергея Кузнецова, высказанное на всемирном конгрессе ландшафтных архитекторов IFLA-2015.
Основными задачами, с которыми город сталкивается сегодня является наведение порядка в транспортной инфраструктуре, регулирование в сфере застройки, как жилой, так и коммерческой, разрабатывается нормативно-правовая база по созданию единого архитектурного облика для уже существующих улиц города (рекламные конструкции, паспорта фасадов, подсветка), ведутся работы по благоустройству набережных и полным ходом идет децентрализация города в комплексе.
По словам Сергея Кузнецова, Москва-река так и не стала достопримечательностью города, в отличии от ситуации в Петербурге. А виной тому злополучный Генплан от 1935 года, в котором Москву-реку практически полностью вычеркнули из городской жизни. Что, в последствии и привело к текущей ситуации, когда функционирование речных территорий нарушено, а, так называемый «рабочий охват» на уровне 10% от уровня всех прибрежных зон, находящихся в пределах МКАД. Здесь проживает около 2% населения, а ведь по сути, этом самые лакомые территории. Мы всеми силами пытаемся исправить текущую ситуацию, стараемся раскрыть весь потенциал прибрежных территорий. Ведем работы с речным фасадом, уделяя огромное внимание вопросам экологии и самой водной среде. Разрабатываем типологию для набережных, которые всегда разделялись на совершенно разные типы, так сложилось исторически.
Если северо-западные районы Москвы можно отнести к зеленым территориям, которые предрасположены к созданию в них зон рекреационного назначения, то центральные части города, это уже «парадные» набережные, чье качество должно быть на уровне лучших набережных крупных городов Европы или прибрежных зон Петербурга. Юго-восток Москвы традиционно являл собой смесь промышленных территорий с весьма низким качеством речных фасадов и крайне плохим уровнем организации жилой застройки. Именно поэтому основными направлениями нашей работы стали вопросы регулирования застроек вдоль реки, открытие новых общественных пространств – центров притяжения, дабы новый функционал помог разбавить эту сегмент.
Именно река должна внести свою решающую ноту. По предложенному архитектурным бюро «Проект Меганом», концепции развития набережных, на всем протяжении Москвы-реки создаются сорок точек притяжения, условно называемые «порты». Территории, прилегающие к реке, благоустроят при помощи новых спортивных объектов, культурно-развлекательных комплексов, выстроенных сетей велодорожек и строительства новых объектов: жилых и офисных. Такие «порты» также должны помочь центру города с пробками.
На Москве-реке активны несколько проектов, например, парк «Зарядье», Москва-Сити. Всеми силами пытаемся свести активные точке на карте в некое единство при помощи общих принципов, таких как: доступность, проницаемость территорий, экологичность. Река должна стать не просто чем-то связующим для разных районов города, но и объединит город и его жителей. В наших планах стоит не только благоустройство набережных, но и строительство мостов, как транспортных, так и пешеходных. А в наше время их очень не хватает, расстояние, которое встречается между мостами около 13 километров. В планах и наладка разных способов движения вдоль всего пространства реки, ведь она сама по себе обладает хорошим транспортным потенциалом.
Москомархитектура со всей ее командой не просто делает город более комфортным в центральной части. Существует крупномасштабная программа в этом направлении: разработка нормативной документации, проектные работы, работы по стандартизации в области размещения конструкций рекламного назначения, городской подсветки и летних кафе. Ведомство привлекает к своей работе молодежь, коллег из-за рубежа, постоянно проводит крупные конкурсы международного масштаба, внедряет новые практики в сфере архитектуры. В области модернизации столичных ДСК ведется активная работа. Но мы понимаем, что Москва слишком огромный город, чтобы сделать все и сразу. Но порядок в границе «старой» Москвы мы навели и применим этот опыт и в периферийных зонах.