В мае этого года большая часть сторонников использования альтернативной энергетики затаили дыхание, ведь Tesla Motors объявила о выпуске на рынок солнечных батарей совершенного нового типа, которые должны полностью поменять структуру современного энергорынка.
Илон Маск, представленный на фото, хоть и довольно молодой, но весьма знаменитый благодаря своим проектам, владелец и совладелец компаний Tesla Motors, Solar City и других фирм.
Являясь искусным оратором, впрочем, как и харизматичным лидером, Макс привел армию своих поклонников в восторг только одним описанием своего довольно простого, гениального агрегата. Приобретя данное изобретение всего за 3-3,5 тысячи долларов, миллионы домовладельцев всего мира получат доступ к бесплатному, безлимитному и доступному круглогодично энергетическому благу – солнечной энергии. Кроме эйфории, которая возникла у будущих пользователей столь примечательного прибора (согласно данных озвученных Маском, количество заказов, полученных в первые дни составило более 38 тысяч), наблюдался и уверенный рост акций Tesla Motors.
В то время как большая часть журналистов, освещала сенсационную новинку и воодушевляла своих читателей, инженеры в сфере солнечной энергетики принялись за расчеты и чертежи. Выяснилось, что покупка волшебной батареи в совокупности со всем оборудованием, которое необходимо для ее установки и функционирования, выльется в кругленькую сумму – не менее 9 тысяч долларов США, что покажется потребителям не столь привлекательным, как та сумма о которой говорил владелец Tesla Motors на презентации. А дальше все еще «сказочнее». Оказывается, что компания-производитель батарей нового типа даже не начинала выпуск оборудования, которое необходимо для установки батарей, впрочем, как и не в состоянии озвучить какие-либо реальные сроки их начала. Ко всему прочему, часть деталей, впрочем, как и установку оборудования должна производить не сама компания непосредственно, а ее партнеры, еще не озвучивавшие цены на свои услуги.
В производственных планах стоит выпуск батарей двух размеров, на 7 и 10 кВт/ч. Если первая предназначается для ежедневного использования, то вторая – для чрезвычайных обстоятельств. Однако специалисты – поставщики информации в компании Blumberg, выяснили, что работы по установке «ежедневных» батарей компании Solar City в настоящее время не выгодна с экономической точки зрения. Таким образом заказчики, в количестве 38 тысяч, если заявленная на презентации Илоном Маском цифра - реальность, окажутся в весьма неловкой ситуации, связанной с сюрпризами по срокам и цене установки чудо батареи.
Важной характеристикой новой солнечной батареи станет и срок окупаемости. Согласно расчетов разработчиков, плановый срок составляет от 4 до 6 лет. Но такие данные правдивы из расчета Калифорнийского солнца. Власти штата последние несколько лет старательно поощряют жителей, установивших солнечные батареи на своих домах, в том числе и кредитными ресурсами. А вот в иных регионах США реальность для поклонников солнечной энергии вовсе не такая и радужная.
В ходе беседы со специалистами из компаний, которые занимаются выпуском стандартных солнечных панелей, мы пристально изучили крыши жилых домов Калифорнии. Батареи такого типа скорее исключение для солнечной Калифорнии, а не правило. Смело можем заявить, что использование такого вида энергии не столь популярно в США. Масштабное использование солнечных панелей более характерно для больших крыш в офисных и торговых зданиях, крупных крытых автостоянках и пр. получается, что согласно статистических данных, уровень использования энергии солнца к Калифорнии не превышает 5-ти процентов.
Янки со своей долей практицизма рассуждают так: «Сумму на покупку и установку солнечных панелей мне придется тратить сейчас, а окупиться они смогут только через несколько лет. А вдруг изобретут нечто такое, по сравнению с чем новейшие панели будут уже устаревшими? И как я тогда буду выглядеть?»
Справедливо будет отметить, что все-таки «инновационные» батареи от Маска обойдутся клиентам вдвое дешевле «традиционных». Ожидая, когда производственный цикл будет доведен до ума, на новые батареи действительно найдется множество желающих. Во-первых, это обеспечение дома автономной энергией для чрезвычайных ситуаций. При этом стоит понимать, что батареи на 10 кВт/ч не подойдут для каждодневного использования, так как согласно слов Джонатана Басса, специалиста из Solar City, она рассчитана всего на 50 циклов зарядки в год.
Илон Маск, находящийся в возрасте 43 лет, изобретатель, инженер, предприниматель и инвестор, родился в Южной Африке. Первое изобретение продал в возрасте 12 лет за 500 долларов. К 17-ти годам перебрался в Канаду без цента в кармане. После нескольких лет обучения переехал в США, где уже к 24-м годам закончил университет, получив два диплома: физика и экономиста. Следующие 20 лет Маск, благодаря своим многочисленным талантам, безудержной энергией, просто нереальной работоспособностью и талантом расположения и убеждения людей, воплотил в жизнь столь много, что этому необходимо посвятить отдельную статью.
К 1995 году им была основана компания Zip2, выпускавшая компьютерные программы, в последствии Маск продал ее за сумму в 22 миллионов долларов США. Оказывается, знаменитая система глобальных платежей PayPal также принадлежала ему, до тех пор, пока он ее не продал за 165 миллионов компании eBay в 2002 году.
Аналогично Маск поступил и с идеей по запуску на Марс парниковой лаборатории для опытного выращивания в космосе овощей. Им была основана и компании SpaceX, которая занималась конструированием ракет серии Falcon, став таким образом одним из первых частных инвесторов запуска на околоземную орбиту спутника. Маск не бросил исследования в области космоса, все также задаваясь целью ускорения процесса освоения человеком других планет, как единственного варианта выживания цивилизации.
Tesla Motors стала совершенно новым этапом деятельности и жизни Илона Маска. Компания специализируется на выпуске электромобилей и зарядных устройств. Продажи компании на заре ее существования начинались со спорткаров элитного ряда, после того, как компанией было продано более 2,5 тысяч машин в 30 странах мира, сегодня интересы компании сконцентрированы в основном на производстве четырехдверного седана серии Model S. В 2012 году начались успешные продажи, вызвавшие довольно ощутимый ажиотаж на рынке даже с учетом цены в 75 тысяч долларов. Маск на волне успеха попытался войти на китайский рынок, ожидая масштабного роста продаж за счет емкости китайского рынка, но реальность оказалась иной. Объемы продаж в Китае не вышли на уровень плановых, в основном за счет отличия условий парковки и заправки машин, сильно отличающихся от принятых в Европе и Америке, не последней причиной стала и цена авто.
Тревожным сигналом для потребителя стал и перенос сроков выхода нового внедорожника-минивэна Model X, с января на лето текущего года. Проблема в том, что изначально заявленная три года назад цена авто составляла сумму в 50 тысяч, то сейчас звучат цифры в 70-75 тысяч долларов. Компания Tesla Motors в 2017 году планирует выпуск «недорого» варианта Model 3, с ориентировочной стоимость в 35 тысяч, но специалисты несколько сомневаются в реальности сроков и цен.
Основателя компании начинают беспокоить финансовые неудач, ведь в первом квартале текущего года компания понесла убытков на сумму в 154 миллиона, правда стоит отметить, что данная сумма не является для Маска значительной, при уровне капитала, оцениваемого в 13 миллиардов долларов. Плюс стоит напомнить, что Илон всегда являлся генератором смелых и новых проектов и идей, а уж оптимизма Маску не занимать.
Сейчас развернуто полномасштабное строительство завода по производству солнечных батарей в штате Невада, а чем удивит нас этот незаурядный человек в ближайшем будущем нам стоит только гадать.
Россия, вместе со всем остальным миром попала под очарование изобретателя-предпринимателя. Новый заморский гений сменил в умах всего мира образы Билла Гейтса и недавно покинувшего этот мир Стива Джобса. На российских книжных полках недавно появился русский перевод книги Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, Space X и дорога в будущее», где автор посвящает читателя в удивительные достижения, наверное самого яркого, за последнее время, бизнес-лидера.
… А вот с чудо-батареей, видимо, что-то все-таки не так.