Предприниматель и архитектор Антон Никитин, так же являющийся руководителем мастерской поделился довольно любопытным проектом – фахверковым домом, построенным в Ленинградской области.
В российском понимании, произнося слово «фахверк», принято подразумевать деревянные дома на основе мощного каркаса, построенного из клееного бруса. Балки строения отлично проглядываются как на фасаде, так и в интерьере, впрочем, как и стойки, служащие рамами для стекол.
Мастерской Антона Никитина была поставлена весьма интересная задача по разработке проекта теплого загородного дома в районе Сосново. Дом вышел современным, но весьма простым по своей геометрии, оборудованной скатной кровлей. Площадь дома вышла 200-250 квадратных метров. На первых эскизах проекта фахверка не планировалось, это был проект дома с обычной металлической скатной кровлей и большим форматом остекления. К основным задачам относился и выбор материала для исполнения. Среди всех современных технологий, архитектор остановился именно на технологии фахверка, как максимально близкой к данному проекту.
Довольно консервативная архитектурная композиция, выполненная в классической форме двускатного шале, реализована четко и правильно. Остекление дома смотрит на речные просторы, а берег находится в тридцати метрах от дивана, расположенного в гостиной. Такое ощущение, что между природой и интерьером дома нет совершенно никаких границ. Вся банальность стандартного двускатного прямоугольника компенсируется точными просчетами, буквально каждого сантиметра дома, для того чтобы вместить в ограниченное пространство четыре спальни, большую кухню – гостиную, снабженную вторым светом, а также сауну и необходимые технические помещения.
Лидерами в производстве фахверк-домов являются немцы, собирающие сооружения непосредственно на Германских заводских площадях, после лишь доставляя их в полной комплектации в Россию. И в процессе выбора подрядчика у архитектора возникла идея – произвести фахверковый дом на местном российском предприятии.
Естественно возникли трудности при строительстве, одним из первых стал вопрос покраски клееного бруса, которому нежно было придать мебельное качество. Отечественные завод- изготовители такую функцию на себя брать не захотели, а портить кисточкой дорогое дерево – не лучший вариант. Транспортировка древесины в объеме тридцати кубов в цех для покраски – дорого. Вопрос разрешился самым оригинальным образом – после сборки древесины из пяти слоев, воспользовались пульверизатором с полупрозрачной белой пропиткой. Таким способом сохранили и фактуру дерева и получили абсолютно ровный цвет.
Второй вопрос возник при монтаже стекла. Высота расположения верхних стекол – около семи метров, при весе в 100 килограмм. Воспользовались манипулятором. Так обнаружилось первое правило проектирования фахверковых домов – обязательный расчет доступов для манипулятора и монтажного крана. В процесс строительства стояла весьма прохладная погода и манипуляторные присоски отказывались прилипать к стеклам – воспользовались специальными жидкостями.
Кажущиеся теплопотери при остеклении большого масштаба на самом деле не столь огромны. Дом снабжен газовым котлом на 20кВт. При зимней температуре ниже 25 градусов Цельсия котел отрабатывает свою полную мощность, а при стандартной зимней температуре едва дотягивает до 50 процентов своих мощностей. Показатели энергопотребления более чем стандартны – 1кВт на 10 кв.м. отапливаемой площади.
Уровень энергоэффективности повысили за счет кровельных конструкций. В строительном пироге содержится 300 мм утеплителя, в стене – 200 мм, стекла выполнены из 32 миллиметрового двухкамерного стеклопакета с газовым наполнением. Конвекторы встроены в поверхность пола под стеклами, с целью отсечения холодных масс и в качестве превентивных мер – от запотевания стекол. Первый этаж оборудован теплым полом, а на втором этаже установлены радиаторы.
А как итог: немцев удалось обойти по многим параметрам. Цена российского дом в результате вышла в 1,5 раза дешевле немецкого. По исходным расчетам стоимость строительства должна была обойтись в 2-3 раза дороже. Бюджет увеличился за счет применения довольно дорогих стройматериалов и отделки, без которых можно и обойтись. Черепица из Германии, Канадский кедр в фасадной доске планкен, мраморные подоконники в интерьерах, камин. Это и дало увеличение бюджета, но увеличило качество, даже в сравнении с немцами. Германские архитекторы используют гораздо более дешевые материалы.
А в чем проигрыш немцам? Скорее всего только в мелких деталях. Немецкие производители представляют дома в комплекте с осветительным оборудованием, дверями и лестницами. Такие элементы дают ощущение стилистического единства. А вот в российской действительности нет проблем только с черепицей, стеклом и брусом, а вот с элементами мелкой фурнитуры все не так радужно. Камин, балконные двери, перила, да и дверные ручки не лежат в соседнем магазине на полке, все исключительно под заказ. Фурнитура, конечно есть в строительных супермаркетах, но в большинстве своем весьма плохого качества, не говоря уже о стиле. А такой подход погубит всю стилистику не дешевого дома. В случае если даже проект, да и сам готовый дом понятен и прост, архитектор обязан довести объект до логического конца, не оставляя ничего для решения прорабам.
И вот теперь, технология фахверкового дома обкатана на наших российских реалиях. А итог – стиль, уют и тепло.