Продолжателем «итальянской серии» на территории Крестовского озера продолжает выступать Евгений Герасимов. После завершения строительства дома «Венеция» начались работы по проекту «Верона», который должен соединить в себе все присущие городскому дворцу времен эпохи Возрождения черты с функциональностью загородной резиденции.
В период вплоть до конца девятнадцатого века на Крестовском острове отдыхали исключительно представители низших сословий, а для публики благородного происхождения местные болота были не привлекательны. Жители Петербурга относятся к данному факту с юмором: остров запружен жилыми комплексами класса премиум, а цены одного квадратного метра площади, считаются самыми высокими во всем городе. Евгений Герасимов - один из родоначальников сего процесса, сдавший свой комплекс «Зеленый остров» еще в 2000-м году, в последующее десятилетие построил на Крестовском еще множество неординарных проектов. В текущем году темпы строительства элитной недвижимости в «зеленой жемчужине Петербурга» серьезно замедлились. Участков, удовлетворяющих запросам архитекторов такого типа недвижимости, практически нет. Получается, что проект Герасимова – дом «Верона», вступивший в стадию строительства на Морском проспекте, может стать последней элитной новостройкой, заканчивая историю современной застройки в присущей его мастерской манере.
Возведения дома на Морском проспекте 29 начато на участке, где до недавно находилось конструктивистское здание – последний из двенадцати строений, принадлежавших снесенному Крестовскому жилмассиву. За ведение строительства ответственна корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга». На фоне успеха законченного проекта соседнего дома «Венеция» решила закрепить свой успех сотрудничеством с мастерской «Евгений Герасимов и партнеры».
Преемственность зданий продолжена не только использованием имени архитектора, но и стилистического образа – итальянского дворца периода Возрождения, с выбором названия для риелторских целей, авторы проекта не стали выходить за рамки географии, так строящийся дом получил свое название «Верона».
«Верона» должна стать третьим итальянским дворцом – «палаццо» в карьере Евгения Герасимова. Самым первым проектом архитектора в этом стиле было строительство гостиницы недалеко от Александринки на площади Островского. Такое соседство с историческим архетипным строением для Санкт-Петербурга, более чем естественно и не требует доказательств принадлежности к итальянской архитектуре.
Что же представляет собой римская разновидность палаццо в стиле ренессанс? Замкнутость периметра, строгость фасадов, их лаконичность, сосредоточие жизни в пространстве внутреннего двора. Такая замкнутость могла бы смотреться мрачновато среди тесных, примыкающих друг к другу домов, но множестве парков и скверов на Крестовском острове, которые окружают будущий дом, создают четкое ощущение форпоста города среди зеленых насаждений. Этот эффект поддерживается и в решении фасада, который выходит на главную магистраль – Морской проспект. Иерархия фасадов: главного и боковых, ярко выражена при помощи классических архитектурных приемов и подчеркнута в выборе материалов столь выразительных, что вопросов о главенстве не возникает. Морской фасад, облицованный матовым известняком в светло-бежевых тонах, а боковые стороны здания отделаны лицевым кирпичом неяркого цвета, которым от всего парадного стиля главного фасада досталось только изящество немногочисленных деталей, такие как фронтоны, наличники и поэтажные тяги. Цветовое сочетание кирпича в красно-коричневых тонах со светлым натуральным камнем приближает нас к Италии эпохи Возрождения, возможно даже к церкви Сан-Джорджо Маджоре, принадлежащей к этому периоду в Венеции. Именно колокольню этого строения Герасимов выбрал в качестве источника вдохновения для своего проекта.
Именно на этом моменте начинаются нюансы. Издали дом напоминает именно задание старинной церкви Сан-Джорджо, а не ее колокольни. Быстрым взглядом выхватывается масштаб и контраст камня и кирпича, большой портик, объединяющий четыре этажа своими каннелированными коринфскими полуколоннами. Издали здание производит ненарочитое венецианское или палладианское впечатление, особенно это заметно в пластичных светло-каменных фасадах, напоминающих стиль Андреа Палладио. Многие итальянские церкви отличались репрезентативной пластичной декорацией, приложенной к объемному кирпичному массиву. Следуя риелторскому названию «Верона» мы можем обнаружить схожую пару ворот у современника Палладио Микеле Санмикеле.
Тонко пойманный эффект ренессансного фасада четко обнаруживается в проекте. Однако пропорции несколько нарочито сильно вытянуты, до высоты целого этажа вырос фриз между фронтоном и капителями, а два этажа занимает рустованный цоколь. Меж колонн образовалось «термальное окно» полукруглой формы, относящееся к признакам архитектуры времен войн Наполеона, а каннелированные фусты колонн относятся к еще более поздней архитектуре, совершенно не связанной с творениями Палладио. На фасаде заметна и иная тематика, можно сказать петербургская – уплощенный фон сквозь который выступает, прорастая объемный портик. Третий и четвертый этажи, объединены рустом, который своим обликом напоминает скорее линейный петровский, нежели ренессансный. Плоские пилястры выше объединяют высоту не четырех, а трех этажей, сбивая ритм, намекая на различия – взаимное сдвижение основы и центра. Входная лоджия невысокого формата, обрамлена при помощи плотно скроенных колонн в тосканском стиле, четко напоминая период северно-петербургского модерна. Именно на этой точке становится заметным, что вертикальная композиция из тройных окон, выстроенная над ней относится к серебряному веку, а термальное окно ближе к стилю ампир, своим обликом навеяно пассеизмом начала двадцатого века. Скорее это дань контексту, совершенно иной нежели на Каменном острове, но именно северный модерн встречается в облике дома на Крестовском. Фасад представляет собой сложную конструкцию с наложением как минимум трех разных тем как в геометрии, так и в пространстве. Взгляд с периферии вызывает воспоминание об архитектуре сталинских времен в смешении с намеком на библиотеку Цельса.
Дом играет не главную, но весьма любопытную роль с точки зрения архитектуры и градостроительства. Здания, в окружении которых находится «Верона», ближе по образцу к московскому «лужковскому» стилю, расположенных в просторном произвольном порядке. Оба дома от Евгения Герасимова и «Верона» и «Венеция» определенно выглядят аристократически. Олег Каверин, главный архитектор проекта, упомянул, что главный фасад был развернут к красной линии магистрали именно параллельно, чтобы здание получило облик дома-квартала, отрисовывающего структуру планировки улиц. Оба здания стоят в строю, обозначая уличные линии, один – набережной, а второй – проспекта. Интересный эффект вызывает именно «подтянутость» домов, особенно в сравнении со свободным пространством вокруг окружающих героя домов. Наложение пластических и смысловых слоев в обоих творениях архитектора никак не мешает ощущению композиционной связности, строим и уверенным пропорциям, можно сказать, что дома обрели высокий уровень серьёзности при толковании классической архитектуры во всех ее формах. Дома перекликаются и рифмуются, побуждая воспринимать их как агентов новой городской культуры, влияющих на качество застройки дачно-пригородной обстановки элитного острова.
Отделка внутреннего двора будет состоять из плитки, с местами для малых архитектурных форм и газона, а фасады двора будут украшены керамогранитными плитами крупного формата, но того же оттенка, что и камень облицовки главного фасада. К тематике итальянской классики будет приближен и интерьер вестибюля. Повторится тематика колонн у входа, подчеркивающая направление оси всего здания. В цветовой палитре будет преобладать избранный ранее оттенок благородного светлого известняка, отделка полов и стен производится исключительно из натурального камня.
Герасимов, как архитектор, представляется нам человеком архиразноплановым, способным к смешению стилей, рамки одного стиля для него скучны. Интерес к остросовременной архитектуре и новым прочтениям старых классических традиций. Архитектурный историзм для Герасимова не предмет фанатизма, но определенный уровень уважения у архитектора сохранился. Проект на Морском проспекте – удачный образец, внятный и лаконичный, логичный в своем современном переосмыслении классических традиций.