Новый проект по реконструкции Большого Гостиного двора возвратит зданию облик начала 20-го века, а двор обретет тонкое сочетание версальского духа и идеалов современного урбанизма, ориентированного на спокойную городскую жизнь человека.
Петербург планирует начать грандиозную реконструкцию в Большом Гостином дворе по плану, принадлежащему Никите Явейну из «Студии 44». Проект был одобрен петербуржским КГИОП в декабре прошлого года, и согласно информации СМИ, компания-заказчик также одобрила проект 88 процентами голосов совета директоров. «Гостинка», согласно проекту, должна превратиться из торгового центра постсоветского периода в комплекс многофункционального назначения с развитым общественным пространством, ресторанами и музеями, подземной парковкой небольшого масштаба и парком открытым для доступа горожан при площади в гектар. Во внутренней части Гостиного двора на стадии завершения реконструкционные работы в здании «В» , ведущиеся по проекту «Студии 44». Так называемая «Брестская крепость» предназначена для Академии музыки Елены Образцовой, в будущем это здание должно органично вписаться в культурное пространство, находящееся во внутренней части торгового квартала.
Здание Большого Гостиного двора для Петербурга знаковое, это самый первый крупный гостиный двор из камня, столичного европейского типа, который пришел на смену торговым рядам средневековья, отличаясь своим размахом и упорядоченностью. После строительства здания главного в Петербурге Гостиного двора началась перестройка торговых рядов и в остальных районах города, а позже в Москве и других крупных русских городах, начиная с Поволжья. Стоит отметить, что сооружение на Невском проспекте был далеко не первый проект тех времен, который был начат в столице империи по приказу Екатерины II в духе классицизма. Творение Жана-Батиста Валлен-Деламота, воспользовавшегося планом Растрелли в частичной форме, впрочем, как и последний воспользовался идеями проектов Ринальди, т.е. все архитекторы первого уровня, что не маловажно, имели отношение к строительству Большого Гостиного двора. Здание стало символом города на ряду с самим Невским проспектом. Двор сильно перестраивался, во время Великой Отечественной войны в здание попала бомба, а после окончания восстановительных работ к периоду шестидесятых, согласно проекта Олега Лялина, внутренняя структура была сильно изменена. Были полностью и изменены стены «сквозных», изолированных друг от друга лавок, ранее они были открыты в обе стороны (для входа и выхода), а при восстановлении их пробили, нанизав площади на внутреннюю анфиладу, именно так торговые ряды буржуазного периода превратились в обычный советский универмаг. На перекрестке Невского проспекта и Садовой улицы построили выход из метро – в остром углу четырехугольника неправильной формы. А дальше двор был застроен хозяйственными помещениями, а корпуса обзавелись грубоватыми переходами.
Также отметим, что Гостиный двор, столь аккуратно выстроившийся поясом по контуру своего участка (с площадью в пять гектар), снабжен вторым внутренним контуром зданий, отступающих от первого лишь на метров десять. Внутренние помещения корпусов сейчас являются складскими и большая часть гостей Двора, понятия не имеет об их существовании. Внутренние строения также опоясывают треугольный двор. Архитектор Растрелли, создавая свой проект еще в середине восемнадцатого века, как торговые ряды, планировал обустроить во дворе пруд и парк, но проект показался купцам слишком дорогим и пышным, а финансирование строительства вели именно они. Более рациональным стал проект Валлена-Деламонта в стиле классицизма, однако пруд во дворе действительно вырыли, но для пожарных целей. В Гостином дворе, не смотря на введенный запрет на использование свечей, всегда что-то горело. Так двор стал хозяйственным, ему всегда не хватало площадей для хранения больше, чем для торговли. Даже сейчас торговые площади занимают лишь 17% общей площади, а вот остальные 83 % целиком используются как подсобные помещения. После окончания работ «Студией 44» торговые площади увеличатся на 10-15% за счет оптимизации.
Предложением Никиты Явейна было для начала очистить от всех советских наслоений Двора и реставрация здания до уровня 1917 года, впрочем, удалось восстановить и вкрапления модерна, как и безордерный классицизм корпусов Двора. Самое тяжелое и основное при восстановлении БГД на уровень дореволюционного периода, это возвращение стен лавок, ранее пробитых анфиладой универмага. Восстанавливаются и лавки, и их историческая площадь. А здание обретет свою историческую дореволюционную структуру. В исключительных случаях помещения будут объединены из-за необходимости в большем объеме для современных магазинов. Магазины будут иметь входы на улицу и второй – в проходы между внутренним и внешним контуром здания.
Внутренний проход по планам архитекторов должен быть полностью очищен от построек поздних периодов и превращен в пешеходную улицу. На новую городскую улицу можно будет выйти из любых магазинов и из выхода метро, при правильном благоустройстве – на вымощенной улице появятся скамейки и деревья в кадках, сама же улица не будет застеклена. Сейчас есть тенденция обустройства пешеходных улиц, полностью закрытых от машин, а получаем мы еще больший уровень проблем. А в данном случае, мы имеем дело с улицей, на которой никогда не было открытого движения, нам не нужно вторгаться в существующую структуру, мы только дополняем ее. Именно так описал свою идею Никита Явейн.
Должно получиться нечто среднее между городской улицей и пассажем с намеком на историко-туристические центры городов Европы, столь полюбившихся россиянами в связи с отсутствием явления как такового на родных просторах. Торговые площади запланированы не на всех сторонах улицы. Корпуса, принадлежащие внутреннему двору, будут использованы для культурных целей, здесь должны появиться галереи, музей русского купечества, концертный зал, театр и кинотеатр. Запланировано строительство и «Детского мира» и других культурно-развлекательных мест. А вот под рестораны будет отдана весь западный внешний контур БГД, тянущийся вдоль Перинной улицы.
Один из ярусов подземной парковки будет размещен под пешеходной частью внутренней улицы, а вот остальные четыре – под линией внутренних корпусов на юго-востоке. Общий объем – 700 машиномест, с запланированным выездом для автотранспорта в дальнем торце, который противоположен Невскому проспекту, со стороны Ломоносовской улицы.
Основным кульминационным сюжетом станет парк, с внутренним прудом, расположенным во дворе, следуя исходной идее Растрелли. Острый треугольник плана расширен в сторону проспекта, пространство организуется перспективно, напоминая анфиладу Эрмитажа в Генштабе. Правда в данном случае сходство получилось совершенно случайно, Петербург известен множеством таких планов на основе треугольника, а объясняется это довольно просто – неправильностью форм в условиях плотности строительства в городе.
Внутренний двор станет своеобразным гибридом между английской и французской парковой культурой с базовыми актуальными приемами, современным урбанистическим устройством. На выходе из метро ярко выражен газон-амфитеатр круглой формы, немного смахивающий на микро-Колизей, сплошь засаженный цветами вокруг круглой шахты вентиляции метро. Он также предназначен для открытых концертов, находящейся поблизости Школы певческого мастерства. Довольно небольшая площадь предстала как общественное пространство, весьма удобное для мероприятий такого плана. Далее парк выглядит, как нарезанный на пять совершенно разных частей при помощи косых линий, которые связаны вьющейся дорожкой. Сразу за зданием амфитеатра следует парк в английском стиле, он довольно условно пейзажный, в нем совсем не много места. Там расположен дом, принадлежащий Комитету по управлению делами Гостиного двора, с неоампирным рустом и псевдо-барочными окнами, однако навевающий на прохожего мысли о Летнем саде. Дом уже прошел стадию реставрации, теперь тут открыт музей истории купечества. Еще далее расположился декоративный пруд, по авторской идее он должен напоминать и о старом пожарном пруде, впрочем, как и об историческом замысле самого Растрелли, а может даже и о расположенном здесь во времена Елизаветы болоте в районе Перинного ряда, который неоднократно безуспешно осушался по приказу императрицы. Середина парка представляет собой апофеоз исторических воспоминаний о периоде восемнадцатого века: четко расчерченные шахматные квадраты «боскет, шпалер и трельяжей» со сменившим их современным развлечением – мини гольфом. А острой части треугольной формы расположили «праздник живота» - ресторанные открытые террасы в смешении с вкраплениями клиньев огородных садов. Между прочим, именно Елизавета предпочитала, чтобы в парковых резиденциях росли кусты смородины, дабы императрица, прогуливаясь, могла кушать ягоды прямо с кустов.
Получается «королевская прогулка», а не магазин. Некий образ современной торговли с легким налетом из гламура, музыки и улыбок, а также комплектом из ресторанов и кинотеатров, который накладывается на исторический центр старого города. К этому также подводят и списки имен, людей, уделявших внимание этому месту: императриц и архитекторов. Но довольно укромный уголок в историческом городе архитекторами обнаружен на месте, где его никогда не существовало, ведь сейчас место, где находится Гостиный двор на Невском, непосредственно между двумя станциями метрополитена, более чем пыльное и шумное. А двор Гостиного это было место, предназначенное для администраторов, грузчиков и складов, весьма неприглядное закулисье торговли. Теперь же все это выглядит преобразившимся и ухоженным, можно сказать пешеходным, прохладным и приятным, особенно на контрасте с Невским. Вариант БГД воплотил в себе проверенные годами законы торговли и все правила благоустройства города, что очень актуально для жителей города в наше время. Гостиный двор стал адаптированным памятником раннего капитализма в симбиозе с законами информационной эпохи постиндустриальных хипстеров. Звучит это, конечно странно, но это проект реконструкции промзоны, причем очень старой, специфичной. Процессы схожи, но Деламонтовские колонны несколько утончают всю идею.
Для «Студии 44» этот проект реконструкции не единственный, они занимаются участком уже около десяти лет, но в 2005 году сам проект выглядел иначе. Именно поэтому интересно наблюдать за процессом трансформации. Даже в тот период проект был деликатен в отношении памятника, нежели реализованная реконструкция московского Гостиного двора Квареги, который накрыт стеклянным куполом от Нодара Канчели. В 2005 году был запланирован парк с лестницами во дворе. Прямо перед выходом из метро должна была быть ротонда, а парковка в два яруса планировала занять все пространство под площадью двора, внутренние улицы представлялись в виде застекленных пассажей, а на месте сегодняшнего огорода ранее был задуман стеклянный павильон в самом «остром» углу парка. Новая версия от 2014 года куда более деликатна, особенно в части остекления и подземных парковок. По словам Никиты Явейна, вполне возможно, что к остеклению внутренних улиц еще вернуться, ведь для ветреного Петербурга это вполне актуально.
По данным СМИ существует и альтернативный проект, который предложила фирма-миноритарий, которой принадлежит около 10% акций от БГД, фирма связана с довольно известным петербуржским застройщиком. Этот проект предполагал быструю реконструкцию за 4 года, перекрытие двора стеклянным куполом, обустройство дополнительных подземных этажей, увеличение торговых площадей (в пять раз), а оборот Дома должен был увеличиться в двадцать раз. Проект, известный с 2013 года, напоминающий и московский Гостиный двор и «Детский мир», расположенный на Лубянке. На этом фоне радует, что проект «Студии 44», который одобрил КГИОП и совет директоров, взывает к новым тенденциям во взаимоотношениях к городу и его прошлому.