ABD architects занялся реконструкцией исторического холодильного склада во Владивостоке, проектом центра культуры и предпринимательства и формированием комфортных общественных зон между обоими этими зданиями.
Столь сложный проект, отличающийся своей многозадачностью, находится на стадии согласования. Для уровня ABD architects работа довольно камерная, а предложенные варианты решений могут повлиять на привычный уклад городской жизни для этой части города. Участок в форме прямоугольника, находится в центральной части города с весьма сложным рельефом, поиск удачного расположения для нового строения был довольно непрост. Впрочем, вписать его в ткань города было еще сложнее.
Перед проектом стояло несколько задач, главной из которых – возвратить городу давно заброшенное здание старого холодильника. 100 лет назад это сооружение построили для того, чтобы хранить замороженное мясо, привозимое из Австралии, предприятием «Унион». Считается, что в работе над строительством участвовал значимый для города житель Владивостока – инженер и архитектор Владимир Плансон. Поэтому памятник действительно важен для города. Было сложно решить все проблемы, связанные со специфическими особенности столь неприспособленного для современных целей здания, причем не единожды перестроенного.
Объем прямоугольной формы, с явно выделенной на планировке административной частью в торце здания и трансформаторной подстанцией, которую достроили позже в виде «выпирающей» пристройки. Общую площадь в 2700 квадратных метров просто оштукатурят и выкрасят в исторический белый цвет. Само здание холодильника представляет собой абсолютно глухие стены с окнами исключительно в северных конторских помещениях. Проделать новые оконные проемы в стенах исторического здания, являющегося «предметом охраны» нельзя. Как результат, в проекте отражены окна только в стене, выходящей во внутренний двор – это все, что разрешено изменить в конструкции по согласовании с чиновниками, ответственными за охрану памятников. Размер окон сделают максимально возможными. За счет довольно небольшой глубины здания они смогут обеспечить необходимый уровень естественного освещения. На верхних этажах старого склада расположиться совершенно не типичный новаторский для города офисный тип пространств, так называемый творческий коворкинг, состоящий из рабочих столов, который расположатся ближе к окнам, переговорными – ближе к глухой стене, а также кухня, естественно санузлы, иные помещения, которым не требуется естественное освещение.
Темный цокольный этаж будет отведен под дополнительные выставочные пространства. Все исторические оригинальные конструкции из металла будут полностью сохранены. Слишком частый ритм опор для современных тенденций архитектуры, делает довольно неудобным внутренне пространство для стандартного офиса, правда с другой стороны придает ему дух правдивой аутентичности.
Новое сооружение практически соответствует своему историческому предшественнику и по размерам, и по форме, все те же 2700 квадратов, 4 этажа и двускатная крыша. Их взаимопроникновение, скорее диалог в уважительных тонах, совместная тесная работа с налетом спора и конкуренции. По замыслу архитекторов и словам одного из авторов проекта Антона Савельева - новое здание должно было стать лаконичным, не выделяющимся по цвету, ведь окружающая застройка итак разношерстная и разновысотная. В полный и абсолютный хаос требовалось внести зерно рациональности.
Автостоянка обустроена на двух подземных ярусах, находящихся под мощенным внутренним двором, в том числе. А вот первый этаж будет включать в себя ресторан, несколько небольших магазинов и выставочную галерею известного местного фотографа – Владимира Ланина, работавшего во Владивостоке во второй половине девятнадцатого века. Три верхних этажа будут заняты полностью офисом одной крупной компании.
Форма здания практически продиктована его окружением, к которому архитекторы старались внимательно прислушиваться. Кроме здания холодильного склада на участке застройки расположилась старая водонапорная башня. Изначально не ставилась задача выделить это строение, как и его расположение или габариты, однако по мнению архитекторов стоило уделить внимание башне. Высоту крыши нового здания занизили в сторону, получив при том некий плавный, незаметный, но однозначно уважительный реверанс. Поэтому же принципу возникла идея эффектного среза в торце фасада, он был слегка развернут к башне. Часть внешней «пустой» оболочки старого здания архитекторы решили сохранить. В результате полученная асимметричность «козырька» и стена-ширма делают дополнительный акцент на входе, защищая пространство внутреннего двора от непогоды, помогая разделению и организации пешеходных потоков.
Козырек-ширма стал не единственным элементом в визуальной игре архитекторов, вносимой в нейтральность и спокойствие облика нового здания. Первый элемент – это постоянно изменяющийся размер окон. В торцевых частях фасада с движением вверх окна расширяются, перерастая из узких, напоминающих щели, объемов в почти панорамные. А вот в боковых стеновых окнах применили обратный подход – сужение, вплоть до полного визуального исчезновения. Авторы проекта утверждают, что вышла полноценная головоломка. Вторым приемом стало применение сочетания на фасадах двух материалов разных по фактуре. Сначала была мысль использовать для главного фасада уютное дерево, которое должно было выполнять визуальную роль мягкого теплого «подшерстка», поддерживаемого сверху «мехом» из натурального камня, просвечивающего сквозь то тут, то там. Но такой вариант посчитали слишком смелым, выбрав более умеренный, но столь же контрастный и сложный за счет сочетания камня на большей части тела здания и теплого металла в основном фасаде.
Последней и очень важной составляющей в работе стала попытка обустроить между обоими строениями комплекса комфортных городских пространств. Такого сейчас во Владивостоке практически нет. Этот участок каждый день пропускает через себя потоки людей, идущих к центральному вокзалу, который расположен недалеко. Именно поэтому архитекторам необходимо было решить задачу как развести эти людские потоки, как можно создать комфортное пространство в условиях проходного двора? Им это удалось за счет сложности рельефа самого участка, дополнения его при помощи хитрых систем лестниц и разных уровней. Как результат появился практически полностью изолированный внутренний двор между обоими зданиями.
Мощенная площадка отлично защищена от ветра, для ресторана предусмотрен отдельный выход, благодаря чему тут возможно организовать летом открытую веранду, а сотрудником офисов обеспечивает выход на свежий воздух в период обеденного перерыва. Крутой склон, засаженный травой вполне может использоваться для показа кино в условиях открытого неба при хорошей погоде. Именно фрагмент, созданный архитекторами, как часть внешней выступающей оболочки здания, полностью защищает от сильного местного ветра, в прочем, как и от шума городской суеты, создавая уют и камерность этого микромира.
Довольно сложный проект в условиях плотности застройки вокруг в сочетании с непростым рельефом вынудили архитекторов искусно лавировать между подводными камнями. И именно это помогло в нахождении самых ярких решений. А вся кажущаяся нелогичность применения некоторых приёмов вынуждает обращать внимание на здание. Проект совершенно не прост, как кажется. Антон Савельев добавляет, что возможно критиковать некоторые их решения, даже совершенно не очевидное решение с расположением входов в новом здании, но для таких исходных условий они наиболее оптимальны. Нам удалось воплотить в жизнь все поставленные цели и получить максимально сбалансированный объект.