Проект защиты от наводнений в голландском городе Неймеген. Местная поговорка гласит: «Бог создал землю, а голландцы - Голландию». Большая часть суши страны действительно в прямом смысле отвоевана у воды. Но в условиях глобальной смены климатических условий вода пытается перейти в контрнаступление. Неймеген с населением в 170 тысяч, стоящий на реке Ваал, в последнее время стал подвергаться действительно катастрофическим сезонным наводнениям. В Наймегене решено воплотить новый инженерный проект, связанный с защитой города от наводнений, в рамках программы «Пространство для реки» нидерландского правительства.
С целью предотвращения будущих наводнений на смену практики наращивания уже существующих дамб принято решение передвинуть их подальше от реки, таким образом, расширяя зеркало разлива воды. Обводной канал строится вдоль всего северного берега, что при наводнении должно вбирать все излишки воды, не пуская их на улицы города.
«Пространство для реки» - программа, принятая на уровне государственной, включает 30 проблемных зон, подвергающихся наводнениям по всей территории Голландии, а в этом проекте она осуществляется с учетом всех местных особенностей. Местные власти инициировали из чисто технического решения подход совершенно нового уровня. Теперь проект повлечет за собой значительные изменения в культурной, социально-экономической и градостроительных областях. Власти города смогли умело воспользоваться необходимыми изменениями в ландшафте для глубоко продуманных и масштабных преобразованиях всего города. Учет всех факторов, как среды, так и в области градостроительства, при реализации проекта позволит экономить значительные суммы, одновременно решив намного более широкий круг проблем, чем простое, хоть и немаловажное, предотвращение наводнений.
Остров, который возникнет при строительстве обводного канала, должен стать полноценной зеленой зоной для досуга горожан. Северный, менее развитый пригород, носящий название Лент, который затронет строительство канала, решено обеспечить всеми столь необходимыми объектами инфраструктуры, при этом увеличив его населении с цифры в 8 тысяч до уровня в 15 тысяч человек. Новыми мостами будет усилена взаимосвязь этой зоны города с центральной частью, находящееся на другой стороне реки. А вот промышленные зоны, расположенные на прибрежной территории южной стороны, превратятся в новые деловые и жилые кварталы.
Сметная стоимость всех преобразовательных процессов на территории речного русла близка к 351 миллионам евро, но благодаря этим затратам сейчас удастся полностью предотвратить убытки, возможные от будущих наводнений, не упоминая о будущих доходах, который город получит от своего развития. Естественно, что проводить анализ эффективности проведенных мероприятий рано, ведь программа предполагает преобразование города в течение 15 лет, а окончательную оценку можно провести лишь через несколько лет, после ее окончания.
Однако сейчас мы можем заявиться о четких локальных успехах – новый остров уже стал местом с повышенной городской активностью, например, деловой и спортивной, здесь организованы лодочные прогулки. Сам процесс воплощения проекта в жизнь становится частью «городского спектакля»: огромная стройплощадка с большим количеством работающей техники, таких как краны и экскаваторы, привлекла к городу около 30 тысяч туристов с разных уголков мира за 8 лет.
Самым очевидным успехом проекта можно считать налаженный эффективный диалог между властью, проектировщиками и простыми жителями пригорода Лент, которых данное строительство коснулось напрямую. Жители, которые раньше были категорически против переселения с нажитых мест, сейчас откровенно признают, что такая ситуация стала взаимовыгодной и проигравших тут нет. История наглядно доказывает, что и масштабные проекты могут учитывать пожелания и интересы простых граждан. Под этим подразумевается, что своевременное и полное введение граждан в курс дела, информация о всех готовящихся переменах, объяснение и разъяснение недостатков и выгод от вносимых изменений, как и определение самых проблемных вопросов и последующая корректировка проектов с учетом поднятых проблем. Так, например, часть довольно старых зданий пригорода, которые попали в зону строительства обводного канала, была передвинута на новые места, дабы жители имели знакомые ориентиры и часть привычной жилой среды.
К концу этого года работы по строительству канала будут завершены, но остается открытым вопрос, как планируется осваивать новый остров…