В канадском городке Принс-Джордж бюро Michael Green Architecture завершено строительство самого высокого в мире офисного здания на основе композитной древесины. Архитектор из Канады Майкл Грин, известный популяризатор идей деревянного высотного строительства закончил свое 29,5 метровое офисное здание в провинции Британская Колумбия в городе Принс-Джордж. В проектировании и реализации объекта участвовали 250 специалистов – профессионалов в области лесозаготовок и столяров до экологов, дизайнеров и инженеров.
Восьмиэтажный Центр инновационного проектирования из дерева (в английском варианте -Wood Innovation Design Centre) стал именно таким пространством, предназначенным для работы в области использования строительного потенциала дереве, здесь собраны инженеры, исследователи и проектировщики по этой тематике. На нижних этажах Центра, общей площадью в 4820 квадратных метров, расположен образовательный центр. Здесь работают и учатся магистры факультета «Интегрированного проектирования в древесине», который относится к Университету Северной Британской Колумбии. Первый этаж отведен под публичное выставочное пространство, также тут расположены и зал для лекций, лаборатории для исследований. Второй этаж полностью отдан учебным аудиториям и зеленой террасе. А вот на верхних этажах разместились офисы компаний, которые работают в разных спектрах древесной индустрии.
В новом здании происходит процесс совмещения теории и практики, прикладных исследований и обучения, а непосредственная работа с любимым материалом является результатом этого процесса, наглядно демонстрируя все конструктивные и эстетические возможности деревянного многоэтажного строительства.
Несущий каркас строения представляет собой конструкцию стоечно-балочного вида на основе клееной древесины (в английском варианте - glued laminated timber). Ядро жесткости и шахты лестнично-лифтового пространства выполнены из перекрестно-клееных панелей (в английском варианте - cross laminated timber). А вот лестницы, перекрытия и навес над входной частью здания – это панели из клееного шпона (в английском варианте - laminated veneer lumber) и брус на основе параллельно уложенных стружек (англ. - laminated strand lumber). В качестве конструкций ограждения использованы сэндвич-панели ориентированно-стружечной плиты (англ. - oriented strand board).
При помощи такого конструкционного решения достигли двух целей: получение максимального параметра несущей способности и устойчивости к боковым нагрузкам, плюс очень длительный жизненный цикл, в сравнении с иными стройматериалами. Из-за отсутствия применения железобетонных конструкций в надземной части здания все элементы здания из дерева могут быть разобраны с целю использования на совершенно других объектах.
Основная часть балок, а также все колонны — клееные, исключая балки над атриумом на первом этаже, которые несут основную долю нагрузки. Их выполнили из PSL-бруса на основе параллельно уложенных стружек (parallel strand lumber). Крепление балок к колоннам по принципу «ласточкин хвост» осуществлено при помощи специального алюминиевого коннектора, вмонтированного заранее в условиях завода. Это упрощает процесс монтажа непосредственно на участке, а точка соединения получает дополнительную огнезащиту за счет размеров деревянного элемента, который окружает металл со всех сторон.
Одной из проблем, с которой столкнулись при реализации проекта, стал принятый местный строительный кодекс, которым запрещено строительство зданий жилого типа на основе деревянного каркаса с этажностью выше 6 этажей, а для общественных зданий — выше 4-х. Для проекта сделали исключение только из-за того, что в процессе реальных испытаний архитекторы смогли наглядно доказать обоим госкомиссиям из разных юрисдикция (одна из Принс-Джонса, а вторая из Британской Колумбии), что уровень огнестойкости у соединений CLT-панелей высокий.
Традиционным методом защиты для древесины является метод частичной либо полной инкапсуляции, т. е. процесс покрытия деревянных элементов негорючим материалом. Самым частым примером является применение гипсового штукатурного слоя, но в случае с нашим зданием нужно было оставить все поверхности из дерева открытыми, именно в связи с этим были увеличены все размеры сечений, которые сейчас превышают все нормативные требования, а за счет дополнительного слоя увеличилась и целостность структуры при возможном процессе горения.
Все здание визуально стало более проницаемым с разворотом к южной стороне, от северной полностью непрозрачной стены до полного остекления на юге. При северном климате такое решение способствует оптимизации поступления естественного света, улучшая инсоляцию во внутренних помещениях. Внешние наружные ограждающие конструкции выполнены из энергоэффективных сэндвич панелей на основе ориентированно-стружечных плит со слоем теплоизоляции в сердцевине. Облицовка сделана при помощи сайдинга из кедра, предварительно обугленного, именно за счет такого приема получили черный цвет. В Финляндии, Швейцарии и Японии, а сейчас и в Северной Америке появилась наглядная демонстрация традиционной практики огнезащиты и биозащиты — метода обугливания древесины.
Навесные стены выполнены из трехслойного прозрачного стекла, а вместо стандартного алюминия в рамах использовали LVL-брус, со слов специалистов это один из первых примеров в использовании древесины в таких больших объемах остекления.
К улице строение раскрыто своим массивным навесом, который поддерживают желтые колонны из кедра. Майкл Грин признает, что основная задача архитекторов была в том, чтобы здание было не просто технически инновационным, но и красивым своей простотой, которая непосредственно связана с естественностью дерева и качества исполнения деталей.
Высотные конструкции современного типа стандартно изготавливаются из стали и бетона, материалов, которые непосредственно связаны с восьмипроцентным выбросом парниковых газов. Ответственно собранная древесина, секвестрирующая углерод, значительно влияет на сокращение выбросов и считается самым эффективным методом для сохранения экосистемы на планете, так считает Грин. А вот касательно вопроса ответственности, в границах проекта специалисты по лесному хозяйству, экологи вырастили в теплицах множество посадочного материала и посадили несколько гектаров новых саженцев, в целях компенсации использованной при строительстве древесины, чтобы ускорить процесс естественной регенерации леса.
Главной целью Майкла Грина была задача по вдохновению ответственных чиновников, застройщиков и строителей, дабы показать всему миру возможное будущее деревянного строительства. Конечно, идейных противников невозможно обаять, они утверждают, что Центр дерева стал результатом активных действий «древесного лобби» всей канадской лесной индустрии. Проекту активно содействовало правительство провинции, и он был реализован за бюджетные средства. С одной стороны, такое замечание может быть удостоено обсуждения, ведь сам факт строительства коммерческого здания за государственный счет весьма сомнительное мероприятие. Но, учитывая тот факт, какую профессиональную принадлежность имеют критики, можно смело заявить, что «железобетонное лобби» теряет свои позиции. А Ассоциация железобетона (BC Ready-Mixed Concrete Association) понимает, что государство планирует расширить инвестиции в области деревянного строительства.