В Мюнхене появилось здание художественной галереи Goetz по проекту Herzog & de Meuron. В 1993 году в Мюнхене была открыта художественная галерея Ингвиль Гётц, в ее коллекции представлено исключительно современное искусство, делающее акцент на сложные темы, такие как политика, рефлексия и социальная критика. Кроме интереса к произведениям живописи, графики, фотографии и инсталляции, внимание владелицы галереи обращено и к медиа-искусству, выражаемом в видео-арте, фильмах и прочем. Ей совершенно не интересно то, что принято называть «мейнстрим», фрау Гётц читает между строк и явно видит талант у неизвестных художников, даже у тех, кого принято считать странным или, возможно, даже аутсайдером.
Хозяйка галереи не просто носит титул одной из самых успешных представительниц в области коллекционирования произведений современного искусства в мире, но и прославилась в области благотворительной деятельности. Ингвиль – старшая дочь успешного предпринимателя Вернера Отто. Думаю, что каждому знаком каталог ОТТО, в которых можно было увидеть и заказать абсолютно все, от стремянок и кроватей до губной помады и домашних растений. Семья принадлежит к числу самых богатейших в Германии, а наследство отца позволило Ингвиль заняться любимым делом. Еще в молодости ей хотелось стать художником, но по ее признанию – другие сильно превосходят ее. Фрау Гётц сперва открыла издательство, а уже позже стала коллекционировать произведения искусства.
В коллекции музея уже сейчас насчитывается более пяти тысяч работ. В здание галереи, скрытое с глаз за высоким забором-стеной, можно попасть только по предварительной записи. Так что, если вы будете проездом в городе и вам, вдруг, захочется взглянуть на первое здание Herzog & de Meuron – подумайте о пропуске в галерею заранее. Есть один плюс – посещение галереи абсолютно бесплатное. А вот при отсутствии брони – вас не подпустят осмотреть даже фасад.
Столь явная недемократичность объяснима – ведь музей находится на личном участке, принадлежащем непосредственно фрау Гётц, где она и обитает. Апартаменты Ингвиль расположены буквально в двух шагах от здания галереи, среди хвои и берез.
Принцип, по которому Гетц выбирала абсолютно не знаменитых в то время архитекторов для столь личного проекта, непонятен, а сама она об этом умалчивает. Мы считаем, что вся причина в ее талантливом чутье на «бриллианты» в толпе неизвестных.
Район, в котором расположилась галерея по большей своей части застроен виллами и частными домами, для строительства здесь введены строгие параметры по высоте. К моменту строительных работ (в 1991-1992 года) в коллекции фрау Гётц уже насчитывалось немалое количество работ, и объемы для хранения требовались немалые. Именно по этой причине изначальный проект галереи включал цокольный этаж. Херцог и де Мерон приняли эту необходимость, но перевоплотили ее по-своему. Предметы искусства, такие как рисунки, живопись и видео, которые по логике стоило бы размещать в цоколе – разместили равномерно на разных ярусах. Как результат – верхний этаж вмещает в себя три выставочных зала, а вот на цокольный уровень переместили главный зал. Отделка «грубой штукатуркой» стен с высотой от 4-х до 5,5 метров, матовое остекление наверху, помогает свету проникать внутрь, не создавая бликов. Архитекторам удалось создать единое пространство для всех залов, дабы посетители с трудом угадывали - на каком же этаже они находятся.
Все это романтично и весьма концептуально, но посещение выставки начинается именно с цокольного этажа, тут волей-неволей вы пользуетесь лестницей, но разница ощущается. На уровне верхнего этажа в залы попадает намного больше света, даже в столь небольшое по масштабу матовое остекление. По концепции – здание галереи представлено в виде двух объемов, можно сказать контейнеров, стоящих друг на друге. Материалы плавно меняются, матовое стекло перетекает в дерево, а последнее в необработанный алюминий, который снова сменяется матовым стеклом. При взгляде с определенного ракурса визуализируется парящий объем на промежутке между двумя объемами, создаваемыми световыми полосами.
Herzog & de Meuron всегда умели подчеркивать выгодные свойства материалов. А галерея Goetz теперь выглядит в разное время суток совершенно иначе, такой же эффект получается и при разных погодных условиях и сезонах. Здание способно полностью исчезать, оставляя видимыми только две полосы света, маскироваться под окружение и даже парить в воздухе. Бывая в галерее в различное время, сезоны и годы, вы получаете совершенно разные ощущения. К сожалению фотографии, не способны передать эти эффекты, на галерею нужно смотреть своими глазами.
Касаясь любимой темы старения зданий, мы писали о том, что большая часть редко стареет красиво, подвергая разрушению или выходя из моды. Галерее Goetz это не грозит ни в коей мере, она гениально своей простотой, а время может только улучшить ее.
Кроме пространств, оборудованных под выставочные помещения, галерея оборудована специальным запасником и библиотекой, которая доступна для искателей по предварительному согласованию. Она довольно узкопрофильная и совсем небольшая, касается исключительно представленных в галерее художников и включает в себя архив.
Галерея расположена на участке, который является одновременно и внутренним двором личного дома фрау Гётц. О доме сказать что-то сложно, из-за плотных деревьев видны исключительно стены простого бетона, но видимо, стилистика галереи должна была вторить и стать продолжением дома, построенного в 60-е.
Надеемся, что, попав в Мюнхен либо впервые, либо повторно вы сможете найти время, чтобы взглянуть за забор галереи. Вы могли проходить мимо и даже не знать, что за высокими стенами есть целый мир с богатейшей коллекцией современного, можно сказать новейшего искусства. Вы сможете познакомиться с первым проектом Herzog & de Meuron и неповторимой фрау Гётц, собственно благодаря которой все это и существует.