Объект — флагман масштабного спортивного кластера запущен в эксплуатацию на территории бывшего ЗиЛ, носящий название «ВТБ Ледовый дворец». Генеральная концепция, как и передний фасад дворца, разработан бюро SPEECH. Именно они определяли всю градостроительную структуру и основополагающую систему для главной площади комплекса «Парк легенд».
Комплексный подход к освоению территории Завода им. Лихачева, представляет собой наиболее масштабный проект реконструкции промзон для города Москвы, который только начал набирать обороты. Начать столь огромную работу непросто, огромная площадь застройки, амбициозные планы, широкий функционал — разброс от запланированного сохранения автомобильного производства вплоть до открытия филиала Эрмитажа. Но, все же, основные черты первой очереди редевелопмента уже прослеживаются, спортивно-развлекательный комплекс «Парк легенд» уже становится ярко выражен, а флагманский объект уже введен в эксплуатацию.
Первые матчи турнира Кубка легенд прошли в апреле на территории многофункционального спортивного комплекса «ВТБ Ледовый дворец», а уже к следующему году запланировано использование его площадей в качестве домашней арены для московского «Динамо». Естественно, что все три катка дворца отлично подходят для фигурного катания, а за счет технологий быстрой трансформации обоих главных арен, вместимостью 12 и 3,5 тысячи мест, возможно переоборудование для соревнований по иным видам спорта, проведения концертов и шоу.
Авторство основной архитектурной концепции принадлежит бюро SPEECH. Для портфолио мастерской такое испытание стало новинкой — строительство ледовых арен, правда, стоит отметить, что возведение объектов спортивного назначения для них не впервой. Именно этому бюро принадлежит, известный проект Дворца водных видов спорта в городе Казань, ведущаяся масштабная реконструкция на территории стадиона «Динамо» - «ВТБ Арена Парк». А вот в случае с текущим проектом Сергей Чобан разработал не просто технологию, но и основные параметры дворца, после чего оставалось лишь заниматься оформлением основного фасада.
Строение являет собой два разновысоких параллелепипеда, объединенных при помощи общего фасада. В одном заключена основная арена, а второй выстроен как малая тренировочная арена. Довольно лаконичная форма избрана не столько из чисто практических соображений, правда стоит отметить, что и бюджет и столь краткие сроки, которые были отведены под строительство, призывали архитекторов к прагматичности. Но сам факт, что дворец изначально задуман в качестве ключевого элемента целого архитектурного комплекса в центральной части «Парка легенд», после окончания стройки он будет соединен с выходом на Третье кольцо из средней части реконструируемой территории. Напротив ледовой арены, вдоль наиболее длинной боковой стороны вытянутого прямоугольника, должен появиться Комплекс для водных видов спорта, а вот правую часть площади украсит старое здание, ранее принадлежавшее заводоуправлению АМО, выстроенное Константином Мельниковым в 1916-1917 годах в стилистике неоампира, перед самой революцией. Сейчас это здание находится под реставрацией для последующего размещения в нем Музея хоккея, а когда-то на этих площадях находился другой музей — ЗиЛа, еще в бытность существования самого завода. В южной части площади появится крупная пирамида музея Олимпийского комитета России. Пока о внешнем виде фронтального противостояний дворца и нового водного стадиона, можно только размышлять, то о взаимодействии здания будущего Музея хоккея, как исторического строения, и новой ледовой арены, можно судить уже сейчас. Главный фасад дворца, находящийся со стороны площади взаимодействует с музеем, а вот боковая сторона, выходящая на Третье кольцо будет снабжена большим светодиодным медиаэкраном, непосредственно перед которой появится фан-зона. По словам Сергея Чобана, выбор прямоугольной формы Ледового дворца связан именно с этими соображениями, характерная пластика исторического объема противопоставляется вытянутой горизонтальной поверхности основного фасада, подчеркивая его лаконичность, как формы, так и геометрии. В столь же драматичном ракурсе выражено и противостояние красного цвета фасадов заводоуправления и бликующая голубизны полированного стекла у ледовой арены.
Основную нагрузку взял на себя именно фасад здания на фоне всей сдержанности архитектуры. Довольно интересно отслеживать некоторую преемственность между возведенным несколько лет назад Дворцом водных видов спорта в Казани и новой ледовой ареной, в случае с казанским дворцом сам внешний облик здания соответствовал функциональному предназначению. А в случае с ледовым дворцом вода сменила свою форму и предстала в виде глыбы льда, на замершей водной поверхности застыли голубовато-серым градиентом блики и круги.
SPEECH верен своим традициям тщательной работы с поверхностями, своей скрупулезностью во внимании ко всем деталям, особой любви к стеклу, материалу уникальному, современному и экономичному, способному к совершенно разным декоративным возможностям. Фасад Новая методика многоплоскостной печати на стекле придала «льду» фасада хаотичных белых росчерков, как бы оставленных коньками спортсменов. Эти штрихи на фоне московского неба, отражающегося в стеклах, напоминают следы летающих самолетов. Дизайнерская концепция фасада разработана в совместном творчестве с немецким бюро «nps tchoban voss», его берлинским офисом. Тематика подхвачена и в перилах маршевых лестниц, ведущих каждая в свою из входных зон. На них нанесен тот же штриховой мотив при помощи метода перфорации, а лестничные марши ассоциируются с отточенными лезвиями коньков. Фасад, принадлежащий будущему водному комплексу, так же будет покрыт рисунком со стилизацией под водную рябь. Каждое из трех зданий, размещенных, на пока еще не полностью оформленной площади, по своему символично: вода, лед и здание в стиле неоампир, оригинальным образом выстроенное по проекту авангардного архитектора. Все это на фоне гигантов из стекла несет собой ощущение классицизма, полностью отвечая тематике музейной истории.
«Полуостров ЗиЛ» пополнится не малым количеством чудес, как технологических, так и культурных. Здесь будет пространство самой лучшей современной архитектуры и тем ответственнее роль, отведенная «Ледовому дворцу».