Конкурсный проект ТПО “Резерв” буквально переливается настоящим золотым блеском, который заключен в регулярную решетку светлого камня. Но стоит отметить, что это далеко не единственный сюжет, который разработчики заложили в архитектуру этого здания.
Результаты конкурса по концепции нового здания Олимпийского комитета России были объявлены в июле.
Новое здание будет построено на месте старого сооружение, которое было воздвигнуто к Олимпиаде 1980 года. Сегодня строение в форме невысокого параллелепипеда вытянулось от эстакады Космольского проспекта, вдоль Новолужнецкого проезда. Новый ОКР будет значительно выше, количество этажей вырастет с четырех до десяти, но при этом он займет полностью старый прямоугольный участок. Проект предусматривает общую площадь в 80 000 кв. м. Постройка будет осуществляться за счет инвестора, который в результате станет владельцем половиной рабочих помещений. С учетом этого фактора, здание логическим образом поделилось на несколько корпусов, которые имеют свои особенности. В первую очередь это касается планировки. Для работы комитета необходима коридорно-кабинетная система, поэтому архитекторы сделали им достаточно просторные кабинеты, площадь которых в среднем составляет 18 кв.м. А для инвестора планировка помещений выполнена в стиле open space. Перед архитекторами встала тяжелая и противоречивая задача – сделать инвесторский и комитетский корпуса равными и независимыми, но в тоже время соединить их в единую концепцию здания. Несмотря на сложность поставленного задания, архитекторы с ним успешно справились.
Оба корпуса были соединены в единый контур простой фигуры, которая внешне напоминает параллелепипед, но в тоже время разделены просторной площадью-двором. Одна из ключевых особенностей проекта – широкий раструб золотистых стен, которые раскрыты в сторону высотки МГУ и Москвы-реки. Скосы стен несимметричны, что было специально просчитано для раскрытия наиболее лучшей панорамы. Наличие двора с одной стороны объединяет, а с другой разделяет корпуса здания. Единство и связанность объема придает решетчатая кровля-вывеска, а пять колец, встроенные в её плоскость, светятся ночью.
Тонкая белая сетка фасадов имеет достаточно простой модуль. На продольных стенах клетки разделены пополам по вертикали, а на торцевых – имеют квадратную форму, что в итоге получилось весьма дробно, но при этом спокойно и равномерно. Такое решение, выполненное в стиле классического модернизма, можно считать как дань старому зданию. Этажная клетка смотрится в своей простоте свежо. Дело в том, что в последнее время в Москве наметилась тенденция прятать масштаб зданий, посредством объединения этажей. Что касается проекта ОКР, то тут все девственно чисто. Однако, архитекторы не обошлись тут без оптического приема. Тут имеется деление клеток на две части по вертикали, что заставляет зрение думать о том, будто бы модульных шагов в несколько раз больше, а сам “брусок” здания в значительно степени тоньше и протяженнее.
Вместе два корпуса складываются в легкий и простой образ, который имеет несколько особых смыслов. Первый из них – перед взором открывается красивый слиток олимпийского золота, который заключили в структурную материю белых фасадов. Снаружи все смотрится достаточно просто и рационально, а внутри можно насладиться интригующим блеском. Решетка фасада символизирует визуальное воплощение административной работы комитета – строго организованный процесс. Очень удачным получился двор, вырезанный в клетчатом объеме в золотом цвете, он намекает на многочисленные награды победителей. Архитектор, Владимир Плоткин, сделал не просто кусок оплавленного свитка, а нечто большее. Дискретные ламели образуют сияние, в то время как они нанизаны на вертикальные оси и повернуты под разными углами, подобно условно нарисованным флажкам-медалям. Если смотреть издалека, например, в бинокль со Смотровой площадки, то виднеется золотистая пещера, а вблизи можно увидеть объемную штриховку, рисуночное изображение пластичного золота. Концепция проекта задумана таким образом, чтобы здание получилось легким, проницаемым, прозрачным и рационально спланированным в объеме. Одной из фирменных фишек архитектора Владимира Плоткина стала структурированная легкость строения, которое делает его похожим на молекулярную решетку с некими вкраплениями массы.
Вторая особенность является контекстуальной. Здание идеально вписывается в архитектуру района, внося в него гармонию, и, по словам автора, “вступает в диалог” с окружающими строениями. Недалеко находится высотка Президиума Академии наук, которая в семидесятые года была построена Юрием Платоновым. Между ней и ОКР возникает осмысленная, продольная градостроительная ось.
И последнее, расположенный между корпусами треугольный двор, является не только эффектной рамой для созерцания Воробьевых гор, но и позволил создать новую перпендикулярную ось, которая параллельна Комсомольскому проспекту. Образованное раструбом двора узкое ущелье на северо-востоке будет проходом в сторону территории. Тут же, спустя некоторое время, запланирована стройка на месте Института гелия. Таким образом, новый район получит выход к Лужникам.
Пространство “золотой площади” получит общественную доступность: на первых этаж планируется разместить кафе и магазины. Кроме того, архитекторы выдвинули идею связать оба корпуса из череды пандусов, сформировав своеобразную “пешеходную тропу”. Такая идея – это сюжетное авторское дополнение, согласно которому по ней можно создать маршрут для ознакомительных экскурсий. Тропа будет проходить вдоль уличного фасада в первом этаже инвесторского корпуса, затем заворачивая направо, пересекать двор, а потом постепенно подниматься вдоль фасадов ОКР на уровень второго этажа. Окончание тропы будет на небольшой консоли, которая представляет собой своеобразную смотровую площадку.
Вторит смотровой консоли на торцевом фасаде золотистая ниша, которая представляет собой уступ в пандан выступу, тем самым подчеркивая, что любой вырез в решетчатой материи фасадов обнаруживает золотую начинку. На северо-западной стороне фасада расположился ближайший вход в метро, который ведет в конференц-зал ОКР. Тут воедино собраны изящные детали и легкие акценты: тонкие опоры радужных цветов, ниша и консоль. Лучший вид на здание открывается со стороны Новолужнецког проезда и Комсомольского проспекта – взору открываются сразу два фасада одновременно.
Оба корпуса внутри пронизаны атриумами. Однако, пока что еще не принято решение, будут они открытыми или же застеклены. В центральной части корпуса находится большой конресс-холл, его кровлю предполагают озеленить, устроив там большой внутренний двор. За сценой находится ромбический атриум, а далее – треугольный с лифтами. Многоярусное и разномасштабное пространство пронизано навесными мостами с одной стороны, а с другой инвесторский атриум имеет широкий входной вестибюль, который обращен к “Золотой площади”, а также лестницу, не совсем винтовую, но она все же закручивает вокруг себя двор. Как и лаконичная стенка фасадов, атриумы корпусов чем-то напоминают о старом здание ОКР. Их форма – простой параллелепипед с двумя квадратными дворами, что выстраивает еще один уровень связей. Это помещает здание не в градостроительный, а в самый настоящий исторический контекст. Хоть и современная архитектура получила неизбежность атриумов от модернизма семидесятых, внутреннее пространство имеет пластику гораздо сложнее и эмоциональнее, наполненный архитектурной сценографией, которая начинается от экскурсионной тропы и заканчивается тропами клерков, проходящими в многоярусных дворах. Внутренний дизайн можно охарактеризовать как подвижный, динамичный, театральный и пластичный, со всеми его внутренними лестницами, мостами, пустотами, то чередующими известные виды углов, то просторными, то вертикальными.
Для реализации описанного наслоения архитектурных идей и впечатлений будут использоваться весьма скромные средствами. По словам Владимира Плоткина, сегодняшнее экономического положение требует использовать продукцию российских производителей. Так, хорошо изучения тема импортозамещения позволила выбрать достойную замену импортному камню, который идеально подойдет для облицовки фасада.
Таким образом, удалось получить идеальный проект, который полностью соответствует всем требованиям, начиная от экономического, с условием кризисного времени и заканчивая городским и апеллирующим к прежней стилистики здания ОКР, а также схожестью с Президиумом Академии Юрии Платонова. Но самое главное – это широкий функционал, который предлагает совмещение офиса и Олимпийского движения.
Если все будет хорошо, то через пару лет со смотровой площадки откроется великолепный вид на Большую спортивную арену, Академию, и, конечно же, яркий, блестящий и чарующий Олимпийский комитет.