Известная во всем мире женщина архитектор Захи Хадид составила проект бизнес-центра Dominion Tower в своем фирменном стиле, который был успешно построен на улице Шарикоподшипниковская в Москве. В честь этого события была организована пресс-конференция, в которой приняли участия Сергей Кузнецов – главный архитектор Москвы, представители архитектурного Бюро Zaha Hadid Architects и компании “Доминион М”.
Уровень архитектуры и качества Dominion Tower более, чем превосходен аналогов зданий подобных этому в Москве единицы. Несмотря на тот факт, что строение находится вдалеке от центра города на тихой улочке, эксперты считают это несомненным плюсом, который сможет стать новой точкой притяжения района. Главный архитектор города, Сергей Кузнецов, считает, что такие проекты на сегодняшний день очень нужны Москве. С их помощью можно децентрализировать городское пространство, задав новую планку российским архитекторам.
“Постройка нового бизнес-центра открыла целый ряд перспектив. Во-первых, это удаление объекта от центра города, а также его интересный архитектурный формат. Во-вторых, активное взаимодействие с зарубежным сообществом на конкурсной основе – это одна из лучших практик, которая идеально подходит для столицы. Тот факт, что в Москве работает достаточно большое количество серьезных международных архитекторов – это приятный, но в тоже время очень важный момент” – заявил Сергей Кузнецов на пресс-конференции.
Сергей Кузнецов считает, что развитие честной конкуренции между зарубежными и российскими архитекторами должна быть. Также, не следует упускать перспективу международного сотрудничества, отметил он.
Патрик Шумахер, заместитель гендиректора Zaha Hadid Architects, отметил, что принципы русского авангарда, которые получили широкое развитие в современной архитектуре, стали основной проекта. Здание бизнес-центра насчитывает семь этажей, а конструкция здания обладает динамично сложной формой с консолями, которые на значительное расстояние выступают относительно габаритов первого этажа. Они, то нависают, то отступают в глубь, что позволило в значительной степени расширить пространство в центре. Кристос Пассас, исполнительный директор и архитектор Zaha Hadid Architects, отметил, что зданию специально было построено в форме сдвинутых тектонических плит, чтобы показать, будто оно раздвигает свои границы, придав уникальные и оригинальные черты.
Помимо уникальной архитектуры консолей, здание имеет еще несколько интересных вещей. Так, оно полностью просматривается с торцов, а фасады имеют облицовку из алюминиевых панелей, которые создают эффект “хамелеона”, в зависимости от угла обзора и времени суток.
В Dominion Tower реализован достаточно просторный центральный атриум, который имеет зигзагообразные лестницы, что превращает здание в некий клубный дом изнутри. Как заявил Патрик Шумахер, благодаря такой организации пространства улучшаются социальные контакты. По его словам, важным фактором является правильно распределить пространство в помещении, внутри самого здания. Бизнес-центр имеет достаточно много общественных мест – переговорных, залов и т.д. И каждый может почувствовать, кто и чем занимается в этом здании. Таким образом, пространство становится максимально типичным для той среды и общества, в котором мы проживаем.
Особое внимание было уделено и деталям интерьера помещения. Захи Хадид разработала все по собственному дизайну – начиная от мебели и заканчивая люками в потолки. Наличие в интерьере фибробетона дает возможность достичь эффекта плавно перетекающих поверхностей.
Здание имеет общую площадь примерно 21 тыс. кВ.м, под общественное пространство выделено 3.5 тыс кВ.м, а под офисы – 10 тыс кВ.м. Кроме того, в проекте реализован подземный паркинг на два этажа.
Кристос Пасс, исполнительный директор Zaha Hadid Architects, считает, что хоть и здание по своему дизайну является пионером по сравнению с другими офисами и есть определенные детали, которые хотелось бы доработать, но в целом довольны результатом. Стоит отметить, что здание строилось с учетом всех существующих высоких стандартов.
Во время строительства офис Zaha Hadid Architects постоянно осуществлял авторский надзор и контролировал процесс постройки на всех его этапах. Помимо британских архитекторов, в команде работали бюро “АБ Элис” под предводительством Николая Лютомского, архитектора и лауреата Государственной премии России, которое отвечало за разработку стадий “рабочая документация” и “проект” и ОАО “Моспроект”, в чьи задачи входило строительство конструкций.
Как подчеркнул Кристос Пассас, для строительства такого функционального здания со сложным дизайном необходимы не только хорошие архитекторы, но и квалифицированные строители и инженеры.
Следует заметить, что работа над зданием велась более 10 лет. Долгое время проект был на стадии обсуждения и адаптации под российские условия. Одной из проблем стало выполнение поэтажных консольных перекрытий, так как консоль местами могла быть в размерах 8.5 метров. Для реализации этих целей пришлось использовать редко применяемую технологию в России – предварительное напряжение бетона в построечных условиях.
В заключении Сергей Кузнецов отметил, что реализация подобных проектов на практике оставляет после себя незаменимый опыт. И, если у стран будут запросы на подобные проекты, то будут и специалисты, которые исполнят их. По его мнению, один из ключевых факторов развития архитектуры – поддерживать запросы на проекты такого рода.